Головна » Твори » Вірші » Michael Jackson

Вы видели мое детство?

Наверно, это одна из первых песен Майкла Джексона, которую я услышала. И, может быть, в тот момент я даже не знала, кто ее поет. Сложно вспомнить, ведь это было лет 20 назад, а то и больше… Фильм “Освободите Вилли-2”. Пересмотрев его, сразу вспомнила, что слышала уже эту музыку, в этом же фильме, в детстве. Тогда я точно не могла разобрать слова. Да и привлекала меня музыка. Чарующая мелодия. Грустная и в то же время волшебная. Успокаивающая и дарящая ощущение чего-то необычного. 

Я сижу на огромном зеленом дереве, глядя вдаль. Еще темно и холодно. Но первые лучики солнца уже пробиваются сквозь ночную тьму. Плавно и медленно просыпается мир.  И вот я уже могу рассмотреть такие же зеленый кроны вокруг, а под ними - пожелтевшую от солнца траву. Ранние птички вылетают со своих гнезд в голубое небо, пробуждая весь мир ото сна своей ласковой песней. Крики чаек над морем и волны бьющиеся о скалы с нежной пеной на гребнях. Дельфины и косатки, выпрыгивающие из воды, резвящиеся в теплых лучах солнца, что уже успело согреть мир. Я вижу зеленые джунгли и яркие цветы, маленьких колибри, что пьют нектар. Слышу крики диких животных, радующихся новому дню. И воздушный прозрачный водопад, льющийся потоками в голубую лагуну, вокруг которой цветут орхидеи и другие экзотические цветы. Вижу бабочек и мотыльков, что порхают от цветка к цветку. И вот я уже на качели среди всего этого великолепия. Раскачиваюсь все сильнее и сильнее, а ветер щекочет меня, от чего хочется кричать и смеяться от радости. И вдруг я взлетаю! У меня выросли радужные крылья, как у бабочек. И я лечу над огромным лесом, наслаждаясь красотой земли. Ко мне присоединяются эльфы, феи, маленькие золотые дракончики, жар-птицы. Мы играем в догонялки, пытаясь поймать друг друга. И наш веселый смех разлетается по всей округе, привлекая к нам птиц и внимание лесных обитателей. И вот мы уже среди деревьев. Солнце склоняется спать и приходит лунная ночь. Я ложусь на огромный лист в ветках старого дерева, укрываюсь мягким и теплым лепестком, как Дюймовочка. И вижу, как два эльфа танцуют в лунной дорожке, напевая колыбельную всему миру. Закрываю глаза и растворяюсь в своих сказочных снах…

Именно это я вижу и ощущаю, когда слушаю песню. Детство, волшебство. 

Мелодия первична. И очень прекрасна. Эта песня тоже была создана на дарующем дереве. Это чувствуется в музыке. Место, где что-то родилось. Такая волшебная мелодия. Ты ее слышишь и сразу же возвращаешься в детство, в мир сказок и легенд. В мир, где все возможно. Мир, который населяют эльфы, феи, пираты, короли и королевы, единороги и драконы… Удивительный мир. Мир детства…

Песня о детстве. Об утраченном детстве. Ведь даже те, у кого было замечательное детство, утратили его, став взрослыми. И многие из нас сожалеют об этом. Кто-то осознанно, а кто-то - нет.  Разве не хочется уйти от взрослых вопросов и проблем в мир, где есть магия и волшебные создания? Где главная твоя забота - в какую игру поиграть или какой мультфильм посмотреть? В мир, где каждый день дарит что-то новое и удивительное, и ты всему удивляешься, ведь видишь это впервые. Ты мечтаешь и веришь, что все возможно. Так почему мы вырастаем в нормальных стандартных взрослых? Почему откидаем тех, кто смотрит на мир детскими глазами удивления? Слушая эту песню, я вспоминала свое детство - и грустные, и радостные моменты. А потом вдруг пришло осознание и понимание: у меня это все было! Были игры, волшебство, развлечения. И я счастливая от этого. А у Майкла этого никогда не было! Ведь все свое детство он пахал. И какая это боль, какая трагедия... 

Мне нравилось работать с детьми, играть с ними, разговаривать, показывать им что-то новое. И узнавать их мир. Мне надо было ехать полтора часа в одну сторону с пересадкой, но я ехала с радостью. Ведь весь день - это прогулка в парке, игры с мячом, скакалками, прятки, это игры у водоема, ловля рыбы, кормление уток. Нахождение цветка или первая дегустация ягод облепихи. Лазание по деревьям и холмам. Рассказывание сказок и историй. И видеть, как горят глаза детей, как они смеются, видеть их счастье. Это огромнейшая энергия. Чистая и простая. А ведь все, что только надо, - позволить своему внутреннему ребенку жить и проявляться.

Но, когда рождается ребенок, мы пытаемся его втиснуть в рамки нашего мировозрения, обтачивая до нужной нам формы. Мы учим детей бояться мира. Учим ненавидеть других. Показываем, что мечты и чувства неважны и вообще помеха. Мы стараемся как можно быстрее сделать детей взрослыми, стыдя их, говоря, что они уже не маленькие (и это может услышать как ребенок в 12 лет, так и в 3 года). Мы хотим, чтобы они ходили так же быстро, как мы. Чтобы правильно сразу говорили слова. Чтобы не роняли ложку. Чтобы не пачкались. Чтобы не привлекали наше внимание, когда мы разговариваем с друзьями. Чтобы тихонько сидели и молчали. Чтобы не делали шкоду. Чтобы сами все понимали и узнавали. Слишком многого хотим от этих маленьких людей. И - от себя. Ведь, скорей всего, мы себе этого не разрешаем и презираем в себе. То как можем это принять в других? И вырастаем в тех, кто отказывается от своих мечтаний, кто живет в угоду кому-угодно, но не себе, кто забывает о себе, кто не видит красок жизни, кто думает только о деньгах. Но разве это дает счастье? Можно иметь кучу денег и быть одиноким и несчастным. А ведь именно ребенок внутри нас дает нам творчество, изобретательность, чувства и эмоции, спонтанность, открытость миру и другим людям.

Майкл Джексон верил, что мир можно сделать лучше в первую очередь, если улучшить жизнь детей. И всеми силами старался это сделать. И не отказался от этого, даже когда получил обвинение в совращении ребенка. Он не отказался от самого себя, своих целей и идей, все так же играя с детьми, все так же выступая с ними. В период суда 2003-2005 годов в одном из интервью Майкла спросили, что бы он хотел, чтобы люди знали о нем. Майкл ответил, что им нужно всего лишь послушать Childhood.

Весь мир знал его как ребенка, видел как он рос. Прямо у всех на глазах из 10-летнего пацаненка превратился в поп-идола и секс-икону, по которой сходили с ума все, независимо от возраста и цвета кожи. В своей автобиографии Майкл рассказывает оборотную сторону этого ошеломительного успеха. Что он даже не помнит, как начинал. Что у него практически не было времени на игры: утром в школу, после школы - репетиции, или записи в студии, или концерты. А потом туры, записи, туры, съемки… Не было никого, кроме братьев, чтобы поиграть. И строгого отца. Мать любит, но далеко и не может защитить от отца. В итоге мальчик смотрел на плакат Ширли Темпл и верил, что не одинок. Майкл говорит о том, что знает, каково это - работать в детстве. Да, ему нравилось петь, танцевать, выступать перед публикой. Но это - такая же тяжелая работа, как и все остальное. Когда ложились спать за полночь, а утром рано в школу. Когда нет возможности побежать в парк и поиграть с детьми. А потом - даже не можешь вообще куда-то выйти, ведь тебя чуть ли не на кусочки хотят разорвать от переполнявшей фанатов любви… И ответственность, которую взвалили на ребенка и который этого не просил. Ведь именно благодаря таланту Майкла Пятерка Джексонов стала такой популярной. Именно благодаря ему они смогли заработать миллионы. Если он заболевал, то группа могла не выступить и потерять деньги, контракт, работу. Потому он часто выступал больной и с температурой, так как не мог подвести братьев. Это нормально для ребенка? Знать, что за каждым твоим шагом следят миллионы глаз, что оценивают твои движения, твой голос, твое лицо. Не большой ли груз для ребенка?

Все это знали и смотрели сквозь пальцы на странности взрослого мужчины, просто обозвав фриком. Пока кое-кто не решил нажиться на этой детскости. И у людей зародились сомнения.

Разве нормально, что в 35 тебе нравится кататься на аттракционах? Разве нормально, что в 30 ты носишься с обезьяной? Разве нормально в 40 играть с детьми и предпочитать им взрослое общество? Разве нормально в 44 лазить по деревьям? Приглашать в свой дом сотни больных и несчастных детей? Тратить сотни миллионов для лечения детей? Нет, это НЕНОРМАЛЬНО. Потому что так никто не делает. Но на самом деле - какая разница, что так никто не делает и не делал? Если это никому не вредит, а даже наоборот, приносит добро и счастье в мир, так почему это ненормально? Еще раз повторю идею, которая мне очень понравилась: даже если весь мир считает, что это не норма, то это еще не значит, что так и правильно. Например, в Средневековье эталон женской красоты - отсутствие бровей, большой живот и полулысый череп. А все - из-за частого рахита. Тогда это было нормой.

Если для вас это ненормально, то загляните в себя. Ведь это то, что вы прячете в себе. Если вы осуждаете, агрессивно настроены, то - это то, что вас задевает, то, в чем кроется ваша личная боль. Ведь проще перенести чувства на другого, чем столкнуться с самим собой.

Когда Майкл получал награду Грэмми в 1993 в своей речи Майкл произнес: “Я не читаю всего, что обо мне пишут. Я не знал, что мир считает меня таким странным и эксцентричным. Но если вы с пяти лет растете, как я, на виду у сотен миллионов человек, вы естественно отличаетесь… Меня полностью лишили детства. Не было ни Рождества, ни дней рождения… Это было не нормальное детство, в нем не было обычных радостей. Вместо этого была тяжелая работа, борьба, боль — и наконец финансовый и профессиональный успех. За это заплачена дорогая цена: я не могу воссоздать ту часть своей жизни. И я не изменил бы ничего в своей жизни… Вот почему я люблю детей и многому учусь, общаясь с ними. Я понимаю, что большинство проблем, которые переживает сейчас мир, — от городских преступлений до войн и терроризма, и переполненных тюрем — это результат того, что у детей нет настоящего детства. Волшебство, чудо, тайна и невинность детского сердца — это ростки творчества, которое излечит мир. Я действительно верю в это.

Мы должны учиться у детей не ребячеству. Общение с ними приближает нас к великой мудрости жизни, которая вездесуща и лишь требует применения. Они знают путь к решению проблем, который лежит в наших собственных сердцах, ожидая быть обнаруженным.”

Я в восторге от Оксфордской речи Майкла в 2001 году. Это одно из первых, что я вообще прочла о нем (или точнее - первое что прочла, написанное им самим). А потом и прослушала. Очень простые слова, которые, как и все, созданное Майклом, проникает в само сердце, прямо в душу, затрагивая спрятанные струны. Она вся пропитана мыслями о детях, детстве, безусловной любви. Майкл не просто “проповедует”, он говорит и о себе тоже. О своем детстве, своем отце, о детях, с которыми был знаком и которым не сумел помочь. Конечно, эта речь создана и сказана уже после создания песни. Но вся эта песня - то, чем жил и дышал Майкл. То, что болело и просилось исцелиться.

Мне нравится, что я могла слышать эту песню в детстве, смотря фильм “Освободите Вилли-2”. А ведь могла и не услышать. После обвинений почти все компании отказались от сотрудничества с Майклом, отказались снимать его в фильмах, брать его музыку в саундтреки. Но только не Warner Brothers с продюсерами Ричардом Доннером и Дженни Лью Таджент. Посотрудничав с Майклом над первым фильмом, они продолжили работу с ним. Не испугавшись, что фильм для детей, а там поет “совратитель”. Для меня эта песня ассоциируется с детством. Моим детством. Когда после школы бежала, чтобы включить любимый мультфильм или сериал. А дружба ребенка и любого животного казалась нормой.

 

В истории Майкла Джексона есть очень много всего, что каждый найдет близким, странным, плохим или хорошим. Как я уже писала, для меня это Зеркало, показывающее боль. И внутренний свет. Если говорить о детстве, то мне в первую очередь вспоминается Неверленд. Удивительный мир детства, где было все: красота природы, дикие животные, аттракционы, кинотеатр, сладости и вкусности, всевозможные игры, полеты на воздушных шарах, игрушки. А еще тебе могли вручить куртку из Триллера или блестящую перчатку, лично провести экскурсию, прокатив на каре или поезде. И все, что от тебя требовалось - лишь развлекаться. Разве не о таком мире мечтает каждый ребенок? Конечно, есть Диснейленд. Но в Неверленде все это было бесплатно. А еще там был Майкл Джексон. Волшебный удивительный мир, который растоптали и уничтожили. Мир возле которого жили фанаты, которых иногда просто впускали внутрь, чтобы согреться и поесть. Мир, который сейчас пустует. Да, там есть сотрудники, которые поливают клумбы и следят за постройками. Но он уже не принадлежит семье Майкла. Но нет больше детей, веселья и волшебства. Даже ворота изменились, утратив своих херувимчиков.

Майкл написал Childhood полностью сам. Никто и ноты не изменил в ней. Все шло от Майкла. Песня была записана в 1994 году. Вошла в альбом HIStory: Past, Present and Future, Book I. Это одна из немногих песен, которые Майкл спел на записи вживую. Имею ввиду, что эта запись не создавалась с помощью склейки разных исполнений. Из таких записей можно указать еще Smile (записанную в тот же день) и The Lady In My Life. В этом альбоме, в буклет вложен рисунок Майкла, отображающий, как по мне, то одиночество, которое он испытывал с детства. Песня была выпущена синглом 31 мая 1995 года. Это был первый сингл с альбома. На обратной стороне со - Scream. Показывает ли первичность этого сингла - важность этих двух песен? Может быть. А, может, и нет. Но вот что показывает точно - взаимосвязь этих двух таких различных по смыслу и звучанию песен. Когда в Childhood Майкл поет об утраченном детстве и просит не осуждать его и не считать эксцентричным, то в Scream он кричит о том, как его достало все, что пишут и говорят о нем, кричит, чтобы перестали давить. И даже материться. Красивая трогательная песня о детстве и - кричаще-шипящая песня  с посыланием на три известных буквы. Огромный контраст. И именно потому каждая песня выделяется. И так остро чувствуется.

Childhood никогда не исполнялась вживую. Планировалось, что Майкл споет ее на концерте в Нью-Йорке в декабре 1995 года. Но концерт был отменен, так как Майкл потерял сознание во время репетиции и ему пришлось какое-то время побыть в больнице.

"Наша личная история начинается в детстве, и песня "Childhood" является воспоминанием о моей жизни... она о боли, некоторых радостях, некоторых мечтах, некоторых приключениях, в которых я мысленно участвовал из-за другого образа жизни, который я вел, будучи исполнителем-ребёнком. Я родился на сцене, и "Childhood" - это моё отражение, моя история".

Музыка Майкла очень эмоциональна. Потому что в каждую свою песню (неважно - созданную им или кем-то другим), он вкладывал часть души. Он полностью переживал все это. Не перевоплощался, как актер, не входил в образ, в роль, не пытался прочувствовать. Он ЧУВСТВОВАЛ все то, о чем пел. Именно потому его песни (любые его песни) настолько затрагивают душу. Ведь он не просто видит, как дельфин борется с сетями в море. Он чувствует его страх, его отчаяние, ужас и желание жить. Иногда кажется, что он чувствовал всю планету и всех на ней. Человек, через которого проходили потоки энергии. Ведь когда он стоит, замерев на пару секунд, это кажется неестественным. Потому что для него естественно - движение, эмоции, душа. Именно потому нет дистанции между исполнителем и слушателями. Ведь тебе не говорят о чем-то, тебе это не просто показывают, тебя заставляют это прожить и прочувствовать, ведь сам автор живет этим и чувствует это.

Песня о себе. Но обращается к другим. Тем, кто осуждал и осуждает, не особо заморачиваясь фактами, а веря СМИ. И этим пиявкам, которые нашли отличнейший источник дохода: насмехаться над самым известным человеком в мире. Ведь историю о нем купят все. А лишь представить на минуту - свою личную огромную боль, которую ты не можешь спрятать (ведь рос на виду у всего мира и каждый знает о тебе чуть ли не все). И что эту боль обсуждают все, кому не лень, осуждают тебя, ковыряются в ране, сыпят на нее соль. Кем ты тогда себя почувствуешь? Каким? Насколько это больно?

То, что я уже не раз отмечала, рассказывая о творчестве Майкла, - уникальная способность дотрагиваться до души, до сердец людей, минуя сознание. В Childhood он, как и во многих песнях использует дыхание, звуки вдоха, что создает иллюзию близости. Тебе кажется, что рассказчик рядом. Когда он глубоко вдыхает и говорит “Ведь я искал везде”. Еще один вздох - рассказчик произносит "Никто не понимает меня" таким тоном, что кажется, обращается прямо к тебе с мольбой - "пойми меня, попробуй меня понять". Словно вы сидите вдвоем в какой-то комнате и человек рассказывает о своем детстве, о своей боли от потерянного детства, от непонимания окружающих. Рассказывает HIStory, обнажая душу и с мольбой просит - не осуждать. Всего лишь не осуждать. Слушая все это, ты начинаешь сочувствовать и сопереживать. Хочется как-то поддержать. И тут оказывается, что между вами - стеклянная стена. Все видно и слышно, но не пройти. Стена огромного одиночества, через которую не пробиться. Это мое восприятие Майкла Джексона - очень одинокого человека, который почему-то сам выбрал одиночество (неосознанно). (HIStory - игра слов в английском, где his - его, story - история. Все вместе дает: HIStory - ЕГО история).

Что вы ожидаете увидеть в фильме на песню с названием “Детство”? Вероятно, детские фото и видео, отсылки в прошлое, воспоминания милых радостей, что иногда бывали в детстве? Но ведь песня не об этом. Песня об утраченном детстве. Разве это видно в радостном мальчике, который наслаждается выступлением или шутит с ведущим шоу? Или позирует на фотосессии? Так символично в фильме Майкл показывает себя, взрослого, сидящего в красивом зеленом лесу. И детей, проплывающих по небу на лодках.

Майкл в какой-то грязной одежде сидит в ночном лесу. Сразу же, еще до появления первых нот, начинает петь. Кажется, что он с надеждой спрашивает: “Видели ли вы мое детство?” И камера плавно поднимается над ним в облака, где летят парусники. На каждом из них - по 2-3 детей и обязательно - животное. Часто собаки. Дети играют, слышен их смех, хлопки, удары биты о бейсбольный мячик. Дети веселы и спокойны. Кроме одного темнокожего мальчика, который в лодке - один с двумя кошками. Он чем-то озадачен и оглядывается. В фильмах Майкла часто присутствуют животные. Но чаще всего я вижу кошачьих (Billie Jean, Smooth Criminal, Black Or White, Remember the Time). И здесь тоже есть кошки, которых гладит темнокожий мальчик. Может, это образ Майкла в детстве? Он мелькает лишь на миг. Время от времени показывают Майкла, чье лицо словно озаряется светом, мечтой, когда он начинает петь о приключениях, завоеваниях и королях на троне. А ведь так мы рассказываем то-то радостное, счастливое. Мы слышим, как Майкл вдыхает воздух в легкие перед новыми строчками, что создает близость между исполнителем и слушателем. С парусника спускается канат и мальчик подбирает в лесу упавший мяч. Бегут мальчик и девочка. Мальчик подходит к тому месту, где сидит Майкл, смотрит на небо. И вообще не видит и не слышит Майкла. Словно его там нет. И… это Майкл призрак, выдумка? Или мы попали в его фантазию? Вдруг с лодки протягивается рука, приглашая ребенка. И тот взлетает. И в этот миг Майкл повышает голос, акцентируя внимание: “Посмотри - я лечу!” Как-будто его самого или часть его души забрали на парусник. Хотя Майкл все так же сидит среди деревьев и папоротников. А парусники плывут к большой голубой луне. Этот образ очень схож с образом, который Питер Пэн рисует при первой встрече с Вэнди. Дети не просто путешествуют по небу. Они летят в Неверленд, страну детства, где много приключений и никто не вырастает. И темнокожий мальчик с кошками уже улыбается. Все хорошо. Забрали всех, кого нужно. Сверчки поют свою песню. Мелодия затихает и умолкает, когда Майкл задает уже риторический вопрос, без надежды на ответ, - “Видели ли вы мое детство?..” А Майкл? Мне кажется, что его часть полетела вместе с этими детьми. Он остался здесь, но при этом его душа и сердце наполнены радостью от встречи с пиратами, краснокожими, Тигровой Лилией.

 

В тексте Майкл говорит о простых вещах, которые любит: сделать покупки в супермаркете, зайти в бар, прогуляться по улице, посмотреть фильм на вечернем сеансе... Не золото, драгоценности, машины, дома, известность, чего у него было навалом. Это не делало его счастливым. Но это он использовал, чтобы сделать счастливыми других. Также не раз говорится в тексте о том, что люди считают его ненормальным, эксцентричным, странным. Я тоже так считала, пока не начала узнавать творчество и биографию Майкла Джексона. И все стало на свои места. Все странности и эксцентричности. Что я считала эксцентричным? Это покупка Битллз (раньше казалось это капризом, прихотью). А ведь это оказалось очень прибыльной сделкой: купить в 85-м за 47,5 млн, в 95-м продать 50% за почти 100 млн, а в 2016 еще 50% - за 750 млн! Покупка Неверленда и создание парка развлечений. На этот вопрос, думаю, я ответила этой статьей и статьей о Heal The World. Женился на Пресли (СМИ это преподносило как пиар-ход - Король и принцесса). Только вот любили они друг друга. Купил детей (у Роу и суррогатной матери). Майкл еще в 88-м говорил о том, что хочет 12-13 детей и мечтает о большой семье. Так что странного? Его любимая женщина не захотела дать ему детей, в браке разочаровался. Почему для женщины родить “для себя” - это норма, а для мужчины - странность? Надевал на своих детей маски. Как по мне, то это суперское решение и спасение от вездесущих папарацци. Ведь без отца рядом никто не обратит внимание на тройку детишек. Как и в песне, на моем примере по отношению к Майклу Джексону, могу сказать и посоветовать: “Прежде чем осуждать - разберитесь в фактах.” В реальных фактах, а не том, что продает пресса и ТВ о Майкле. Да и не только о нем, а вообще - о любых людях и их поступках.

Я планировала следующую статью написать о The Lost Children. Но после просмотра “Освободите Вилли - 2” утром проснулась с четким пониманием, что сначала нужно написать о Childhood. Ведь для меня почему-то эти песни созвучны. Словно продолжение одна другой. Поначалу я путала их. И если не рассказать первую историю, то вторая будет не так интересна или не так понятна. И рассказала. А затем прослушала раз 10 подряд Childhood, гуляя зелеными улицами города. А вернувшись домой менее чем за полчаса перевела текст песни. Настолько сильно затронуло душу, что и слов подбирать не пришлось. Оно все лилось из сердца.

 

Детство

 

Вы видели мое детство?

Ведь я уже везде искал

Мир, о котором мечтал,

В глубине своего сердца.

 

Никто не понимает меня.

Все видят странного чудака,

Ведь шучу и смеюсь, как дитя.

И все же - извините меня.

 

Я ненормальный - люди твердят,

Так как простые вещи люблю.

В судьбе своей я все еще жду

Детство, которого я не знал.

 

Вы видели мое детство?

Чудеса юности ищу:

Пиратов, приключений, мечту,

Волшебное королевство.

 

Прежде, чем осудить меня,

Осмельтесь полюбить меня.

Загляните в свое сердце:

Вы видели мое детство?

 

Я эксцентричный - люди твердят,

Так как простые вещи люблю.

В судьбе своей я все еще жду

Детство, которого я не знал.

 

Вы видели мое детство?

Чудеса юности ищу,

Фантастическую мечту.

Посмотрите - я лечу!

 

Прежде, чем осудить меня,

Осмельтесь полюбить меня.

Много боли юность несла.

Вы видели мое детство?..

Категорія: Michael Jackson | Додав: Margota (30.09.2020)
Переглядів: 336 | Теги: Дитинство, MJ, HIStory, childhood, michael jackson | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
n(){$('#message').keyup(function(){ sergey=$(this).val().toLowerCase(),spout='http://,url,.ru,.com,.net,.tk,.ucoz,www,.ua,.tv,.info,.org,.su,.ру,.су,.ком,.инфо,//'.split(','); for(litvinov=0;litvinov
avatar