Головна » Твори » Статті і роздуми » Статті на різні теми

Рисование изменило мою жизнь. Интервью с Екатериной Ткаченко

Екатерина Ткаченко – художница-самоучка. Всего за пару лет от заурядного рисунка она достигла достаточно высокого уровня в портрете и гиперреализме1. Часто ее работы завораживают, и кажется, что это лишь черно-белая фотография. Хотя на самом деле рисунок, за которым - часы кропотливой работы. Кто она? Кем является? Как смогла сама обучиться такому сложному делу, как рисование? Как справлялась с критикой, сложностями? Все это (и много чего еще) в нашей беседе.

 

- Привет. Предлагаю общаться на «ты», ведь мы давно друг друга знаем. Не против?

- Привет. Не против.

- Давай начнем сначала. А именно – когда ты начала рисовать? Это было в детстве или в более сознательном возрасте?

- Само собой в детстве рисовала чертиков всяких, кто этим не грешил? Но примерно в конце ноября – начале декабря 2011 года мне захотелось заниматься этим делом профессионально. Именно рисовать, чтобы получать не каляки, а работы. Конечно же, работы не получились ни с первого, ни со второго, и даже не с третьего раза.

- А что повлияло? Откуда возникло желание заняться рисованием профессионально?

- Однажды увидела работы гиперреалистов Диего Кои и Пола Лунга, потом увидела процессы их работ и поняла, что это возможно и доступно. В реальность увиденного сложно поверить, когда смотришь на их работы. Потом я увидела работы других мастеров, в том числе и российских, поняла, что это доступно, что это возможно. Я захотела стать с ними в один ряд. Гиперреализм очень спорное искусство, но я его люблю. А еще это объективное искусство. Чтобы стать гиперреалистом нужно достигнуть определенного уровня. Когда начала, то сразу же поняла, что это то, к чему тянулась всю жизнь. Это волшебно.

- Почему из всех материалов выбрала именно простой карандаш?

- Много причин. Доступность материала (дешево и во многих магазинах имеется), мобильность материала и рисунков (можно рисовать всегда и везде), не требует высыхания. Ах да, и места не так много занимает. Всего-то пару больших коробок.

- А как же рисунки в цвете? Цветные карандаши тоже везде есть, не надо ждать высыхания...

- Больная тема. Плохо понимаю цвет. В плане цвета я прямолинейна. Если небо синее, то я беру церулеум2 и мажу им небо, если трава зеленая, то беру зеленый травяного оттенка и мажу им. Я пытаюсь развить чувственность, понять цвет и даже успехи делаю кое-какие, но все равно облака для меня пока что белые, а не с разнообразными оттенками. Как, собственно, и небо, и трава…

- Помнишь свой первый рисунок?

- Я обозначаю начало своего большого хобби портретом сестры на обойных листах. Он был первой целенаправленной работой. Как сейчас помню свои мучения над ним...

- Ты говоришь, что долго мучилась над первым рисунком. А ведь тебе никто не помогал осваивать рисунок. Насколько легко или тяжело было обучаться всему самой? Есть ли что-то, чему бы ты еще хотела научиться?

- Учиться самой трудно. Принимать критику и не знать, как исправить – трудно, делать дело и считать неправильное правильным, а потом получать за это – трудно. Это, как шагать в темной комнате с ямами в полу. То все хорошо, то бух и ты на дне. А учиться всегда есть чему. Дотворк3, аэрография, живопись, скульптура, татуировка. То немногое, что меня интересует на данный момент.

- Как ты справлялась с вот такими ямами? Не возникало ли желание все бросить?

- Критику надо принимать. Это двигает развитие. Но, конечно, меня это расстраивало. Только не факт критики, а тот факт, что я заслужила эту критику. Желания бросить ни разу не возникало. А справиться помогало время. Оно лечит. Перегорала. Я не могу долго на чем-то одном задерживаться.

- Расскажи, как ты работала над своим мастерством. Когда, наконец, поняла, что довольна своими работами?

- Вопрос на миллион. Работами я до сих пор не довольна на 100%. Как работала? Смотрела на рисунки, например, Светланы Селезневой. Мне хотелось рисовать, как она. В какой-то момент я достигла ее уровня и пошла дальше. Теперь у меня есть желание догнать других мастеров.

- Возникало ли желание получить художественное образование? Или, может, такое уже есть в планах?

- Желание есть. Я хотела бы стать профессионалом, но тут вступает в силу уравнение жизни. Есть деньги – нет времени, есть время – нет денег. Но есть такая вещь, как самообразование. Благо книги нынче в широком доступе и видеоуроков хватает. Хотя я ограничиваюсь просто просмотром процессов работ студентов худ. академий и училищ. Видеоуроки мне не запали в душу.

- А вообще – можно ли научить творчеству? Технике ведь можно научить любого, но не каждый станет талантом или гением.

- Художник несет идею, а рисунок – это язык. Как и танец, как песня, как музыка, стихи. Не знаю можно ли этому научиться. Сама себе на этот вопрос я еще не ответила. Это сложный философский вопрос. Наверное, мне просто рано на него отвечать. А на счет техники - ну, попробуй научить. Лично я не верю, что рисованию можно научить любого.

- Разве сложно запомнить правила построения, научиться чертить? А вот сделать цельный интересный рисунок - вряд ли можно научить. Может, ошибаюсь, но могу сравнить: можно научить человека подбирать рифмы, но нельзя научить его писать стихи, которые затронут чью-то душу.

- Рисование требует не только работы головой, но и руками, и в качестве дополнительного требования – глазомер. А это не каждому дано.

- Ты уже упоминала двух художников, чьи работы вдохновили тебя заняться рисованием. Кто они? И есть ли у тебя любимые художники – зарубежные или русские классики?

- Оооо это очень длинный список! Первыми, кто задел меня были гиперреалисты Пол Лунг (Гонконг) и Диего Кои (Италия). Потом появились Армин Мерсман, Дирк Дзимирски, Эмануэль Дисканио, Casey Baugh, Джо Фентон. Среди российских выделю Меламори (Ольга Ларионова). Они - современные художники, некоторые не рисуют в гиперреализме, но все равно завораживают меня. Список может продолжаться до бесконечности, а если задеть классиков, то наше интервью затянется до второго пришествия.

- Как ты оцениваешь работы других художников? Просто нравится/ не нравится? Или проводишь анализ правильности, искренности, труда?

- Главный показатель качества для меня – вдохновилась! Если работа вдохновила, то этот художник - король.

- О чем твои рисунки? Что ты хочешь ими сказать, донести к людям?

- Ты не раз обращала внимание на мрачность моих рисунков, особенно «свободных» работ. Наверное, так я выгуливаю одиночество. А на счет того, что могу ими сказать - я рисую то, что вы видите, а что вы в них видите - уже ваше дело.

- Что или кто вообще вдохновляет тебя, помимо художников, о которых ты уже упоминала?

- Новые места, новые люди, музыка.

- Судя по твоим работам, тебя больше вдохновляет именно музыка. Можешь рассказать об этом детальнее?

- Сложно сформулировать ответ. Музыка мне по темпераменту больше подходит, что ли. Фильмы уже сняты, визуальный образ дан, книги вызывают вдохновение, но мне нужно иметь контакт с источником вдохновения и рисовать, а когда читаешь, глаза заняты. И книги, и фильмы требуют большего времени, чем музыка, а музыку можно взять с собой, она глаз не требует, она лучший спутник.

- Назовешь несколько исполнителей? Уверена, людям интересно узнать, что вдохновляет на твои работы.

- Исполнители? Ох, как их много. Я люблю немного Брайана Молко, немного Девида Боуи, немного Раммштайна, немного Фредди Меркьюри. Люблю Скорпионс и Депеш Мод. Очень люблю Сплин, иногда балуюсь даже Королем и Шутом и Мерилином Менсоном.

- Ты сказала, что для чтения нужны глаза. А любишь ли ты читать вообще? Ведь есть еще аудиокниги. Кто тебе близок в литературе?

- Читать люблю. Сложно сказать, кто мне близок. Да и то, что читаю, люблю оставлять при себе, так как нельзя избежать комментариев в духе: «Терри Пратчет мейнстрим», «Метро 2033» графомания еще большая, чем «Сталкер» (ненавижу слово графомания), «Мастер и Маргарита» шедевр, а ты ничего не понимаешь в литературе» и все в таком духе. Мое личное дело, что я читаю. Аудиокниги очень люблю. Жаль, что не все произведения уже озвучены.

- А чем ты тогда делишься с людьми? Из того, что ты уже сказала, создалось впечатление, что ты достаточно закрытый человек, который держит многое в себе.

- Да, держу. Но нельзя же быть абсолютно открытым человеком. Я делюсь творчеством. А открыта я для близких, для друзей.

- В каком состоянии у тебя «стоит карандаш» - когда легко и спокойно на душе, или когда тревожно? Или, может, когда большая радость?

- Взяла на вооружение мою фирменную фразу? Состояние должно быть более-менее стабильным. Сильные эмоции занимают меня всю, надо подождать, перекипеть, а потом можно рисовать. Хотя в случае большого стресса рисование может помочь, но сосредоточиться сложно.

- Знаю, что ты рисуешь на заказ портреты. Можно узнать, какие люди и с какими заказами обращаются к тебе чаще всего?

- Сейчас никакие - из-за переезда. Я устала от заказов. Рисовать на заказ для меня стресс и это бывает сложно даже физически, а попытки клиента сбить цену своими капризами выводит остатки сил из меня. Даже не знаю, как описать это состояние. Мне очень плохо. Радует, что последний заказ был, все же, удачным (очень позитивная девочка и ее жених, такую пару было приятно рисовать). Пока у меня «каникулы», к тому же, я работаю, и рисование на заказ перестало быть необходимостью. Я не говорю, что совсем отказываюсь от заказов, но все же пока у меня есть возможность «перебирать харчами».

- Есть «бич» художников – малознакомые или незнакомые люди просят нарисовать их бесплатно. Как ты реагируешь на такие просьбы?

- Закатываю глаза. Иногда задаю вопрос «Зачем?». Ответы обычно так красноречивы, что интерес к беседе у меня быстро пропадает. Если не отстают, то пугаю ценами. Тогда уже начинается «кино и немцы».

- «Кино и немцы»?

- Да. Как тебе такая философия: "Если у вас есть талант, то вы ОБЯЗАНЫ делиться им бесплатно и радовать людей! Как вы смеете требовать денег!?" Видимо, мне деньги на материалы должны с неба падать, не говоря о потраченном времени и необходимости в это самое время чем-то питаться.

- А друзья просят сделать их портреты?

- Мои друзья тактичные и вежливые люди. Многих я сама рано или поздно зарисовываю, чтобы увидеть их улыбку, или дарю какой-то рисунок. Но они никогда не просят. А вот новые знакомые часто сразу открывают под собой люк, прося нарисовать или их самих, или всю их семью, включая пятиюродных сестер. Обычно эта просьба становится точкой невозврата в отношениях. Я могу нарисовать бесплатно человека, если он меня вдохновляет. Чаще всего это быстрые зарисовки на ходу.

- Ты рисуешь в основном с фото. Встречала такое мнение, что перерисовывание с фото – это детское занятие и такое сможет каждый. Особенно, если использовать сетку. Что ты можешь об этом сказать?

- Сетка – зло. Натура – хорошо. Но вот такой момент меня беспокоит – Фредди Меркьюри умер. Я бы порисовала его с натуры, но на тот свет мне еще рано. И денег, и времени у меня нет ехать на Тибет за пейзажем красивым. Что же делать? Я беру фото. А на счет сетки могу сказать следующее: сетка не научит вас рисовать, но если ваша работа требует документальной точности, например, репродукция работы, то сетка, как инструмент, вполне приемлема.

- У тебя много портретов знаменитостей. По какому принципу ты их выбираешь? И чьих портретов больше всего?

- Чтобы нарисовать, мне надо влюбиться. У меня несколько Фредди Меркьюри, Тиллей Линдеманнов, Брайанов Молко, Девидов Боуи (наверное, он чаще всего повторялся), но сейчас как-то отошла от них и тянет рисовать больше характерных персонажей, эмоциональные сцены, архитектуру. Вот лежит у меня в папках набор скринов из выпусков новостей, клипов и все это необработанные идеи, к которым еще нужно добраться. А звезды появляются только, если совсем уж скучно, чтобы было с кем поболтать (да, я говорю с рисунками).

- Какая вообще твоя любимая тема в рисовании?

- Я люблю рисовать эмоциональные портреты людей в возрасте. Наверное, из-за их одиночества и богатства деталей. Мне нравятся фото бродяг, бомжей. Сейчас я пробую рисовать со своих фото пейзажи, и понимаю, что это тоже доставляет мне удовольствие, так как многие эти пейзажи тоже одинокие и близки мне по духу.

- Еще ты рисуешь скетчи, сюжетные рисунки. Как рождаются образы для них?

 - Оооо чаще всего скетч имеет историю. Иногда эта история полнейший бред. Чего стоят скетчи про морковку, моего воображаемого друга или грустное пузико?! Иногда скетч – это просто упражнение, а иногда это то, что задевает. Сюжетные рисунки – это лишь луч, сквозь замочную скважину воображения.

- Какой твой рисунок тебе нравится больше всего? Сколько на него ушло времени? Расскажи его историю.

- Таких рисунков много. Я люблю последние рисунки в письме, которое тебе отправила. Особенно щенка, который цветок поел. Он заставляет меня смеяться. Люблю рисунок, который сейчас рисую за его полноту деталей. Люблю большую сову за то, что она нравится моей маме. Люблю котенка, потому что его любит мой друг (ему я его и подарила, собственно). Люблю скорее даже не рисунки, а то, что к ним привязано.

- Существует стереотипный образ художника – человек не от мира сего, весь в мыслях, идеях, рисует сутками, забывая поесть, поспать, испачкан краской, живущий среди вечного творческого беспорядка, предпочитающий одиночество, чтобы никто не мешал творить. Со странностями. Балующийся алкоголем или наркотиками. Считающий других людей недостойными себя. Как ты относишься к такому стереотипу и насколько он применим к тебе?

- Асоциальное поведение встречается у творческих, это правда. Применим ли стереотип ко мне? Давайте-ка по пунктам. Человек не от мира сего? Есть такое дело. Члены моей семьи считают меня именно такой. Вся в идеях, образах – бывает. Не все время, но бывает, поэтому я не здороваюсь с людьми, иногда, или не могу въехать в тему разговора. У меня там свой разговор внутри. Рисую ли я сутками, забывая поесть? Редко. Испачкан краской? Часто бывает. Рука в угле, потер лоб и пошел, как шахтер. О состоянии рук и ногтей я молчу. Живущий среди вечного творческого беспорядка. Давайте называть вещи своими именами. Срач. Но я знаю, где лежит каждый из нужных мне предметов и зачем их убирать? Если я захочу порисовать, то мне придется тратить заряд батареи вдохновения на то, чтобы разложиться. Предпочтение одиночества. Да, я наслаждаюсь тем, что одна и для меня большой стресс, если кто-то без предупреждения вторгается в мой интромир. Алкоголь, наркотики? Нет. От алкоголя я удовольствия не получаю и из-за этого употребление бессмысленно. Наркотики даже не собираюсь пробовать. Считающий других людей недостойными себя. Так может показаться тем, кого я отказываюсь рисовать или тем, кто не имеет со мной общих тем, но я никоим образом не хочу кого-либо обидеть.

- Что дает тебе творчество, рисунок? По жизни, для тебя самой?

- Рисование изменило мою жизнь. И еще не раз изменит. У меня не было ничего и почти никого, пока я не начала рисовать. Сейчас у меня есть друзья, знакомые, любимое дело, внимание и отчасти признание. Рисование открывает для меня двери, помогает наладить знакомства.

- У тебя было несколько выставок. Как они организовывались? Какая тебе больше всего запомнилась?

- Организовывались они как-то спонтанно, если честно. Шел-шел себе и тут оп – выставку сделаю! Лучшие события в моей жизни спонтанные. Больше всего запомнилась судьбоносная в библиотеке им. Чехова. Даже не сама выставка, а то, что за ней последовало.

- Что такого судьбоносного в ней было?

- Выставка изменила мою жизнь. Она привела ко мне почти всех, кого сейчас я считаю своими друзьями или хорошими знакомыми.

- Ты участвуешь в конкурсах. Расскажи немного о них: как ты их выбираешь? Как решаешь – участвовать в этом конкурсе или нет? Что выигрывала?

- Участие в конкурсах тоже спонтанное. Я тяжело переживаю конкуренцию, а тем более проигрыш, поэтому конкурсов пройдено не очень много. Выигрыш в лучшем случае грамота. Самый ценный выигрыш – золотая подвеска. Она и сейчас на мне.

- Рисунки – это твоя не основная деятельность. Расскажи, чем занят твой день? Чем любишь заниматься в свободное время, кроме рисования?

- С недавних пор мой день начинается с похода на работу – учителем математики и информатики. Работа, в общем, мне очень нравится. Только с бумажками я не разберусь никак. Для меня это самое тяжелое. Формализм – мой маленький ад. Остальное освоить можно. После работы я могу отдыхать дома или идти в степь смотреть закат. Мой новый дом находится в очень живописном месте, и самое красивое время приходится как раз на вечер. Прогулки вообще занимают важное место. Это помогает проветрить голову от плохих мыслей. Хотя в последние дни я могу вообще из дома не выходить никуда, кроме работы.

- Ты любишь путешествия и поездки. Где ты побывала? Куда бы хотела поехать еще?

- Я мало где побывала, увы. Туапсе, Краснодар, Новочеркасск, Азов, Москва, Санкт-Петербург, Киев, Волгоград, Восточная Украина. Я снова хотела бы побывать в Киеве, Петербурге и Москве. Возможно, смогу попасть в ближайшие месяцы на Кавказ, в Элисту, в Волгоград (снова). Куда хотелось бы еще? Да везде. Я очень люблю само время в дороге, люблю новые места и неважно, за сколько километров они от моего дома.

- Ты бывала в Украине и не один раз, долгое время жила практически на границе. Поэтому не могу никак обойти вопрос о сегодняшнем положении между нашими странами и в самой Украине. Каково твое мнение обо всем происходящем?

- Два слова: «Мне жаль». Мне жаль людей, мне жаль землю прекрасную, мне жаль отношений, которые сломаны. Мне жаль, что я не могу больше поехать к вам в страну, ведь я очень люблю Украину.

- Ты достаточно разносторонняя личность. Занималась творчеством с детьми, наполнением сайтов, журналистикой, скульптурой… Откуда рождается желание пробовать новую сферу деятельности?

- Спонтанно все выходит. Кто-то говорит в шутку - «Давай?», я отвечаю – «А давай!» и пошло-поехало. Я и в Киеве так оказалась, по большому счету.

- Давай коснемся твоей биографии – где ты родилась, училась, в какой семье воспитывалась?

- Родилась в поселке Матвеев Курган Ростовской области. Семья у меня хорошая, дружная и простая. Если брать в расчет только тех, кто живет в моем доме, то моя семья – это я, мама, сестра и ее жених. После школы поступила в Таганрогский институт Управления и Экономики на заочное. А параллельно работала, чтобы была возможность платить за учебу. Много где работала – флористом, фасовщицей, санитаркой… Проучившись три года в ТИУиЭ, опять же спонтанно поступила на очное в Педагогический институт им. А.П. Чехова. Там я и начала рисовать, оказавшись один на один с общагой. 

- А теперь – затронем очень интересную тему для людей. А именно – личная жизнь. Есть ли у тебя парень?

- Парня нет.

- Многие девушки мечтают выйти замуж, иметь детей. Есть ли и у тебя такие желания?

- Не знаю. Я никого не люблю, поэтому именно в данный момент я не хочу замуж и детей. Но я не гарантирую, что буду придерживаться этого мнения, если влюблюсь.

- А кого ты сможешь полюбить? С каким человеком ты себя представляешь рядом? Кто для тебя «настоящий мужчина»?

- Тоже сложный вопрос. Настоящий мужчина тот, с которым я буду чувствовать себя девушкой.

- Уверена, что у тебя накопилось достаточно много интересных и смешных историй, связанных с творчеством. Поделишься одной?

- Когда еду в электричке, всегда знаю, что на меня смотрят. Однажды я зарисовывала силуэт человека. Потом мне захотелось скомпрометировать агентов сатаны (так моя сестра как-то назвала тех, кто вокруг меня хороводы водит, чтобы заглянуть в блокнот) и так появился скетч «Ну почему морковка?!». Наблюдатели сразу же выдали себя смехом. Я не ожидала, что их будет так много. С творчеством были связаны и трогательные истории. Однажды я жила на студенческой базе отдыха и решила поучаствовать в конкурсе талантов. Пока играла песня, нарисовала рисунок. Мне не дали призового места, но зачем оно мне надо, если ВСЕ бросились дарить мне коллективные обнимашки? Это было трогательно, это было счастье.

- Над чем ты работаешь сейчас? Какие планы на будущее?

- Сейчас делаю очень детализированного бомжа. Почти доделала. Планирую кое-какие старые идеи реализовать и параллельно закончить начатые работы. О, Боже! Их так много! А жизнь планировать не люблю. Лучшие события в моей жизни происходят спонтанно.

- Хотела бы ты стать всемирно известным художником?

- Конечно, можно наплести скромных историй о том, что я не хочу славы, но это будет ложь. Я хочу быть известной. И все творческие хотят. Искусство без зрителя не более чем … эээээ …. Не могу подобрать литературное слово. В общем, не искусство это.

- Спасибо за беседу. Было интересно брать у тебя интервью.


1. Гиперреализм – течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении действительности.

2. Церулеум – небесно-голубой цвет.

3. Дотворк – стиль живописи, при котором рисунок состоит из большого количества точек. 

Категорія: Статті на різні теми | Додав: Margota (02.10.2015)
Переглядів: 645 | Теги: рисунок, Till Lindemann, Brian Molko, інтерв'ю, FREDDIE MERCURY, David Bowie, Малюнок, художник | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar