Головна » Твори » Вірші » Michael Jackson

Каждый день твори свою историю. Часть 1

Опять говорить, что песня привлекла внимание с первого прослушивания? Нет, не буду. Потому что, чем дольше слушаю Майкла Джексона, чем больше углубляюсь в его песни, тем больше понимаю, что каждая его песня - шедевр и обращает на себя внимание сразу же. Нет такой песни, которую можно пропустить мимо ушей. Потому что в них продумана каждая мелочь, каждая деталь. Потому все они особенные. Потому что Майкл каждую из них оттачивал, в каждую вкладывал частичку души. Их так мало. Но все они, как яркие жемчужины, каждая по-своему уникальная и ценная. Потому я буду просто рассказывать, чем удивительна каждая песня. О многих из них можно легко найти информацию в википедии или на фансайтах. В основном это о хитах и синглах. Намного реже можно найти что-то о просто песнях. Именно потому я почти не пишу о песнях из Thriller, Bad и Dangerous. Ведь о них легко все узнать. Вторая причина - начиная с альбома HIStory, многие песни обретают более личный характер, обрастают множеством деталей - настолько важных, что на них невозможно не обратить внимание. Изучение этих деталей мне и интересно. Ведь вместе с песней я узнаю столько нового: фильмы, книги, исторические события, исторические персоналии… И лучше узнаю саму себя.

Сегодня речь пойдет о песне HIStory с почти одноименного альбома HIStory: Past, Present and Future, Book I (Его история: прошлое, настоящее и будущее, книга 1). Такое короткое слово, а содержит в себе столько значения! Но обо всем постепенно.

В первую очередь - само название песни, а именно - как написано слово HIStory. Это игра слов в английском языке: HIS - его, Story - история/рассказ, history - история (как прошлое и как наука). И получается - и слово “история”, и “ЕГО история”. Это название придумал не Майкл, а Ден Бек, работавший в то время на лейбл, с которым сотрудничал Майкл Джексон. Прослушав несколько песен, подготовленных для альбома, Ден решил, что Майкл словно рассказывает ими свое видение ситуации, свою историю. Вот так и родилась “ЕГО история”. Майкл выбрал название альбома среди десятков других предложение по названию. Одноименная песня могла быть написана как до, так и после озаглавливания альбома.

Назвать HIStory песней очень сложно для меня. Так как это произведение почти на 7 минут -  больше, чем просто песня. Намного больше. Ведь огромный смысл имеют не столько слова, сколько даты, сколько знаменитые высказывания и звуковые моменты.

Так, HIStory начинается с миниатюры Мусоргского “Богатырские ворота”. На эту сюиту композитора вдохновила работа его друга, Виктора Гартмана. 4 апреля 1886 года было покушение на императора Александра Второго. В честь спасения императора был организован конкурс на создание ворот при въезде в Киев. Гартман подал свой проект на конкурс. Но это так и не было никогда построено. После смерти Гартмана его друзья организовали выставку работ, которую и посетил Мусоргский, опечаленный смертью друга. Увидев его произведения, композитор был так вдохновлен, что за 20 дней создал 10 миниатюр под общим названием “Картины с выставки”. Сюита заканчивалась “Богатырскими воротами”. В тот период композитор получает отказ от комиссии в постановке своей оперы. Он ее переделывает и снова - отказ. Этот период, когда, казалось бы, карьера остановлена, творчество никто не ценит. Но, вдохновившись работами друга, Мусоргский создает свою сюиту и с энтузиазмом возвращается к работе над другими вещами. Это музыка о победе, торжестве силы творчества над правительством, критиками.

Затем звучит первая дата. Это ж все-таки история! “Monday, March 26, 1827” - единственная, где упоминается день недели. Это - прямая отсылка к фильму 1992 года Beethoven Lives Upstairs (в русскоязычном прокате название “Бетховен, живи с нами”). Фильм начинается именно этими словами: “Понедельник, 26 марта 1827 года, мир потерял Людвига ван Бетховена”. Сам фильм короткий - на 51 минуту. Но в этой зарисовке очень много всего. Поднимается вопрос странностей, эксцентричностей, гениальности, личных проблем (глухоты), взаимодействия с другими людьми, непонятости окружающими. По сюжету Бетховен снимает комнату у вдовы с тремя детьми. Ее старший сын против такого странного соседа. Он приходит к дяде, просит убрать Бетховена подальше. Но тот отвечает: “Посмотри на него его глазами. Целый день он слышит в голове музыку, которую однажды подарит нам. Считает, что музыка может изменить мир.” Мальчик хмыкает на это. Но приезжает посыльный от Князя, а Бетховен говорит, что у него нет времени на обеды с Князем. И это удивляет и восхищает мальчика - “Князей много, а Бетховен - один”. Бетховен кажется странным, без хороших манер. Он ругается, бросается в людей вещами. Но в итоге показывается, что такой его характер от боли - потери слуха. Когда великий композитор просто не может слышать даже свое творение, не говоря уже о колоколах, пении птиц. Он зол из-за этого. При этом окружающие знают, что он добрый, сердечный - “Когда слушаешь его музыку, понимаешь, что у него большое сердце.” Композитор не останавливается и пишет великолепные вещи. В фильме показано создание 9 симфонии. До просмотра фильма я ничего не знала о Бетховене, кроме его музыкальных произведений. Хотя он - один из моих любимых композиторов. Оказалось, что в начале 19 века Бетховен был фриком для многих людей, странным, чокнутым, психованным. Кого-то напоминает? 

В биографии прочитала то, что его отец хотел сделать из него второго Моцарта и с 8 лет заставлял заниматься музыкой. “Отец вытаскивал из постели ночью, чтобы занимался до рассвета. Мало счастливых воспоминаний.” А в 13 лет мальчик уже пошел работать. Не удивительно, что Майкл чувствовал взаимосвязь с композитором. Но не только это объединяет двух создателей музыки. Они слышали музыку повсюду, видели ее во всем. Они создавали собственные правила, а не подчинялись другим. Они ломали систему. Создавали нечто совершенно новое, чего до других еще не было. Ведь Бетховен является тем, кто сделал первые шаги от классицизма до романтизма. А что сделал Майкл Джексон для шоу-бизнеса и говорить не стану. Это известно всем. “Его музыка никогда не умрет,” - так говорится в фильме о Бетховене. Но, как и с “Человеком-слоном”, очень многие моменты откликаются Майклом Джексоном. Еще одна связующая нить - то, что в роду Бетховена вполне могли быть темнокожие. Ведь сам композитор имел смуглую кожу, темные глаза и волосы. Часто задавался вопрос - был ли он мулатом.

Почему Майкл взял дату не рождения Бетховена, а смерти? Как для меня, то ответ очевиден. Во-первых, это отсылка к нужному фильму. Во-вторых, смерть Бетховена - это огромная потеря для мира. За гробом композитора шли 20 тыс. человек. И это когда население планеты всего лишь 1 миллиард, а в Вене живет около 300 тыс. человек. 20 тыс. на похоронах даже для современной Земли - огромное количество людей. Тогда же это было нечто невиданное и невозможное. Очередное совпадение - церемония прощания с Майклом прошла в комплексе, вместимостью 20 тыс. чел. И день его смерти стал днем огромной потери для всего мира… А еще Бетховен умер от болезни печени, спровоцированной введением свинца (таким образом врач пытался его лечить). Ничего не напоминает?

Следующая звучащая дата: 28 ноября 1929 года. Это день рождения Берри Горди, основателя студии звукозаписи Motown. Он открыл миру Дайану Росс, Стиви Уандера, Джеки Уилсона и, конечно, Джексон 5. Именно он и его люди учили этих детей, как вести себя в шоу-бизнесе, как держаться с журналистами. Именно этот человек начал делать невозможное - объединять черную и белую американскую музыку. Майкл любил этого человека, был ему очень благодарен, поддерживал с ним отношения до самого конца. Именно Берри Горди дал посыл начать Майклу сольную карьеру. И, хоть они и разошлись в середине 70-х, их отношения не пострадали. Ведь именно на 25-летии Motown Майкл Джексон впервые прогулялся лунной походкой по сцене.

Дальше даты останавливаются и начинаются фрагменты речей великих людей. Первая цитата: “Whatever I sing, that’s what I really mean. Like if I’m singing a song, I don’t sing it if I don’t mean it.” Майкл Джексон в своем интервью далекого 1970-ого года сказал: “То, что я пою, это я действительно имею ввиду. Как если я пою песню, я не пою ее, если я не имею этого ввиду.” Как для меня, то эта фраза в этой песне и в этом альбоме звучит как “Все, что вы здесь слышите, - это именно то, что я хочу вам сказать. И все, что вам надо знать, - в моих песнях.” На фоне этих слов играет America the Beautiful, одна из патриотических американских песен. Но измененная здесь так, что становится не совсем уж и патриотической.

 

Следующая фраза - из выступления “Поздравления детям Англии” 14-летней английской принцессы, которая впоследствии станет Королевой Елизаветой Второй, произнесенная в 1940-м году, во время разгара Второй Мировой: “Помните, что мы, дети сегодняшнего дня, должны сделать мир лучше и счастливее”. В оригинале фраза “make the world of tomorrow a better and happier place” - для меня нерушимая ассоциация с “Make a better place / Make a better world” с Heal The World.

 

Новость 1927 года, записанная Лоуэллом Томасом: “Он сделал это, Чарльз А. Линдберг, первый человек, совершивший беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Париж!” - и звучащими фанфарами на заднем плане. И продолжение: “И это страница истории, которую запомнят надолго.” Это же огромный прорыв в истории авиации. Первый трансатлантический полет! Который потребовал несколько лет тщательной подготовки.

И вот только теперь начинается сама песня. Когда Майкл начинает жестко, выплевывая слова, но через 10 секунд его голос звучит уже привычно мягко, нежно и с грустью.

Он получил удар в спину.

Он сказал, что ему это было нужно.

Он  горячо проявлял волю прямо в лицо,

Осмеливаясь мотивировать.

Он сказал, что однажды ты увидишь

Его место в мировой истории.

Он смеет быть узнаваемым.

Огонь глубоко в его глазах.

Каждую строчку здесь можно расписать и объяснить. И каждый увидит что-то свое. Я вижу в первую очередь - удар в спину (обвинения Эвана Чендлера, с чьей семьей Майкл дружил). Но не только это. Ведь были другие удары: игнорирование Off The Wall, отказ MTV показывать короткометражки Майкла, запрет других короткометражек, обзывательства прессы. Но это не только ЕГО история. Это история США и человечества, в которой люди так часто получали удары в спину. И их это мотивировало. Для Майкла это проявилось в желании стать тем, кого нельзя игнорировать, стать настолько значимым, что невозможно пропустить. Потому такой удар в спину “был нужен”. И ведь многие открытия, подвиги, изменения в истории совершались как раз после каких-то нападок, негативных воздействий на человека. “Лицо в мировой истории” - не секрет, что Майкл стремился к этому. Но явно здесь речь не только о самом Майкле Джексоне (иначе зачем тогда вставки всех этих дат и фраз?). Ведь многие выдающиеся личности изначально ставили себе цель - стать частью истории. Тот же Дэвид Боуи, который хотел стать английским Элвисом, Шварценеггер, мечтающий быть президентом США. И многие-многие другие. “Он смеет быть узнаваемым” - возможно, это о том, что надо знать свое место. Если ты простолюдин, как Бетховен, то чего вылез к князьям? Если ты черных, то как смеешь стать выше белых? И этот огонь в глазах… Явно не о тех озорных огоньках, которые так привлекают во взгляде Майкла Джексона. А об огне и желании чего-то достичь, стать лучше, прыгнуть выше головы.

Сколько напрасных жертв

Должны быть убиты по всей земле?

И сколько еще нам бороться

Прежде, чем решим жить по божьему замыслу?

Все поют:

Каждый день твори свою историю.

На каждой дорожке ты оставляешь свой след.

Каждый солдат умирает в славе.

Каждая легенда рассказывает о завоеваниях и свободе.

Эти слова Майкл поет мягче, нежнее. С грустью о напрасных жертвах никому не нужных войн. Слова про историю и след говорят как о значительном вкладе в историю человечества, так и о мелких казалось бы моментах. Ведь иногда улыбка или доброе слово могут спасти жизнь. Каждый поступок, каждое слово, каждое наше действие остается в истории. Не просто истории, а как след в жизнях других людей. Майкл всегда заботился о том, как его запомнят. И не раз говорил о том, как бы хотелось, чтобы его вспоминали. Строчка о солдате могла бы смущать. Потому что сразу возникает мысль о солдате на войне, который убивает и умирает от рук такого же солдата, но во славе, ведь за что-то или против кого-то боролся. Только вот это - стандартно и никак не о Майкле Джексоне, который использовал образ солдат как солдат добра и любви. Потому я считаю, что здесь он взял это слово как - это каждый из нас солдат. Ведь каждый за что-то борется, сражается, добивается, чего-то хочет. “Завоевания и свобода”. Вспоминается Childhood… Но явно здесь не детские фантазии. Это что-то ближе, как мне кажется, к тому, как Майкл обучал своих детей. “Колумб. Это тот, кто открыл Америку. НЕТ! Это тот, кто начал геноцид индианцев!” Вот эти завоевания и попытки обрести свободу.

Далее говорится об Хэнке Аароне, американском темнокожем бейсболисте, который побил рекорд Американской лиги бейсбола.

Восклицание Мухаммеда Али: “Я величайший на все времена”. В 2005 году Майкла спросят, откуда он берет силы. И он ответит, что из историй таких людей, как Мухаммед Али и Джек Джонсон. Ведь Али хотели засудить за отказ служить в армии. А для того, чтобы посадить Джонсона был даже закон переписан. Удивительно, как в 2020 году тоже переписали закон, чтобы засудить мертвого...

Слова Малькольма Икса, духовного лидера и борца за права темнокожих: “Любыми необходимыми средствами”. Конечно, его идеи очень радикальны и категоричны. Но не стоит отрицать, что и его деятельность помогла борьбе за равноправие.

И тут опять вступает Майкл с жесткими словами:

Никому не позволяй сбить себя с пути.

Продолжай держать путь наверх.

Продолжай лететь, пока не станешь королем горы.

мНикакая сила природы не сможет сломить твою волю к самомотивации.

Она говорит, что лицо, которое вы видите,

Предназначено для истории.

Первая часть этого куплета очень напоминает песню Keep The Faith, где так же говорится о том, что ты можешь выдраться на самую высокую гору и переплыть самое глубокое море, только если веришь в себя. Майкл сам постоянно мотивировал себе, писал установки, указания, кем и как он хочет стать, что и когда сделать, что и как получить. И многое работало. Еще в своей автобиографии Майкл писал, что “если ты не веришь в себя, то - кто же поверит?” Верил в то, что если кто-то рядом сбивает тебя, внушает негатив, то надо отстраниться от такого человека, кто бы это ни был.. Что упорный труд и работа над собой могут привести к вершине. Здесь надо вспомнишь Thriller. Этот альбом всего лишь сделал Майкла очень известным. Но потом еще был Bad Tour, закрепивший мировую популярность. И было много чего еще, из-за чего образ, музыка, движение Майкла - один из самых узнаваемых брендов в мире.

“Лицо, предназначенное для истории”. Вот здесь у меня мысли только о лице Майкла. Он, конечно же, полностью осознавал, как его образ влияет на людей, и как это сказывается на истории. Черный, который стал белым, оставшись черным. Да тут мозг можно сломать! Но именно это и сделал Майкл Джексон, хоть и не специально. Но ведь он хотел доказать, что черные такие же люди, как и белые, хотел искоренить расизм и страх перед темнокожими, хотел стать кумиром для темнокожих детишек, примером, к которому они бы стремились. Когда Майкл дал себе такую установку, начало проявляться витилиго. И настолько быстро и сильно, что к середине 90-х его лицо и почти все тело уже были белыми. Тот, кто своим примером показал, что цвет кожи не имеет значения, потому что может меняться.

Как много людей должны кричать

Песню боли и горя по всей земле?

И сколько детей должно умереть

Прежде, чем мы протянем им руку помощи?

Все поют:

Каждый день твори свою историю.

На каждой дорожке ты оставляешь свой след.

Каждый солдат умирает в славе.

Каждая легенда рассказывает о завоеваниях и свободе.

Каждый день твори свою историю.

На каждой странице, которую ты переворачиваешь, ты пишешь свое наследие.

Каждый герой мечтает о рыцарстве.

(Между строчками звучат фрагменты речи Мартина Лютера Кинга “У меня есть мечта”)

Каждый ребенок должен петь со всеми в гармонии.

Все нации поют:

“Давайте создадим гармонию по всему миру.”

Слова Мартина Лютера Кинга из его знаменитой речи: “Я рад присоединиться к вам сегодня в том, что войдет в историю как величайшая демонстрация свободы в истории нашей страны.”

 

Как много напрасных жертв

Должны быть убиты по всей земле?

Как много детей мы должны увидеть

Прежде, чем научимся жить как братья?

И быть одной семьей?

Дальше снова звучит припев об истории, наследии. И параллельно начинают звучать даты:

Декабрь, 1920. За этот один месяц многое случилось. На что указывал Майкл Джексон? Может, на завершение турецко-армянской войны. Или день рождение темнокожего джазового трубача Кларка Терри, или актера Жана Гаскона, или хореографа Алисии Алонсо. И это - только малая часть того, что произошло в декабре 1920 года.

17 июля 1959 года - смерть американской джазовой певицы Билли Холидэй.

Солдат умирает.

Мать плачет.

Обещанное дитя

Сияет в глазах ребенка.

Все нации поют:

“Давайте создадим гармонию по всему миру.”

“Обещанное дитя” - это о спасителе, мессие. Майкл часто говорит, что в детях видит лицо Бога.

Слова из корабля космической программы “Апполон”, когда люди впервые достигли орбиты Луны:”От имени экипажа мы заканчиваем трансляцию пожеланиями спокойной ночи, удачи, счастливого Рождества и благослови Господь всех Вас там, на прекрасной Земле”.

И теперь уже даты бегут и бегут, перебивая одна другую:

11 февраля 1847 г. родился Томас Эдисон, создатель первого прибора для записи и воспроизведения звука.

30 декабря 1865 г. родился Редьярд Киплинг. Для большинства людей он известен созданием “Книги джунглей”. И, конечно, сразу вспоминается “Мы с тобой одной крови”. Но еще Киплинг своими трудами боролся против войны (“Эпитафия войны”) и против позиций, что одна раса/нация лучше другой (“Бремя белых людей”). Хоть за стих “Бремя белых людей” Киплинга и критиковали, но кажется, тогда критики забыли, что существует сарказм.

7 декабря 1903 г. Первый полет братьев Райт.

15 января 1929 г. Родился Мартин Лютер Кинг.

14 октября 1947 года  - Чак Йегер на самолете впервые превысил скорость звука.

9 февраля 1964 года The Beatles выступают на шоу Эда Салливана.

10 ноября 1989 г. Падение Берлинской стены.

18 января 1858 г. Родился Дэниел Хейл Уильямс, он сделал первую в мире операцию на сердце, а также основал первую в США больницу без сегрегации, основал школу для темнокожих медсестер. Год рождения не до конца известен - одни твердят, что это 1958, другие - 1956.

8 августа 1866 г. Родился Мэтью Хенсон, темнокожий исследователь Арктики, путешествующий с  Робертом Пири.

29 мая 1917 г. Родился Джон Кеннеди, президент США, поддерживающий Мартина Лютера Кинга, внес законопроект о запрете сегрегации, выступал за равноправие.

Сентябрь 1928 г. Открытие пенициллина.

17 января 1942 года родился Мухаммед Али.

12 апреля 1961 г. Первый полет Юрия Гагарина в космос.

12 апреля 1981 г. Первый полет шаттла Колумбия, уникальный тем, что впервые запуск корабля производился с самого корабля, самими космонавтами, а не Центром управления.

19 ноября 1863 года Линкольн произносит Геттисбергскую речь, в которой говорит о равноправии всех граждан США.

5 декабря 1901 г. Родился Уолт Дисней.

2 ноября 1920 г. Открывается первая коммерческая радиостанция.

9 октября 1940 г. родился Джон Леннон.

17 июля 1955 года открывается Диснейленд.

20 июля 1969 г. Астронавты впервые приземлились на Луне.

9 апреля 1865 г. Окончание гражданской войны в США

28 октября 1886 г. Открытие Статуи Свободы в Нью-Йорке.

31 января 1919 года родился Джеки Робинсон, первый темнокожий бейсболист в Главной Лиге бейсбола.

28 ноября 1929 г. Родился Берри Горди.

1 декабря 1955 года Роза Паркс отказывается уступить место в автобусе белому пассажиру. Этот эпизод спровоцировал бойкот автобусов в городе Монтгомери, который организовал Мартин Лютер Кинг (что принесло ему мировую известность).

И снова - записи, слова и фразы.

“Я - фонограф Эдисона, созданный великим волшебником Нового Света, чтобы радовать тех, кому нужна мелодия или кто развлекается” - это первая радиореклама, записанная на фонограф, созданный Эдисоном.

 

“У Мэри был маленький ягненок.

Его шерсть была белой, как снег.

И везде, куда шла Мери,

Ягненок так же шел.”

Это слова Томаса Эдисона, которые он записал еще в 1877 году на свой фонограф.

 

Слова Эдварда Кеннеди, провозглашенные в поддержку своего брата, генерального прокурора, Роберта Кеннеди, брат Джона Кеннеди, сенатор, который обозвал программу Рейгана “Звездными войнами”: “Многие люди видят вещи такими, какими они есть, и говорят почему. Я мечтаю о вещах, которых никогда не было и говорю - почему бы нет.”

 

И все это великолепие заканчивается словами, известными во всем мире: “Один маленький шаг для человека, огромный скачок для человечества”. Сказанные Нилом Армстронгом как раз перед тем, как собрался прогуляться по Луне “лунной походкой”. Очень явная отсылка к лунной походке самого Майкла Джексона. Которого в песне почти и нет, кроме двух предложений в самом начале.

Огромное творение, разве не так? Намного больше, чем просто песня. И на этом можно было бы закончить, но… А как же HIStory Tour? А как же музыкальное видео и ремикс? А как же весь одноименный альбом? Ведь это тоже история. И это тоже фрагменты ЕГО истории.

Категорія: Michael Jackson | Додав: Margota (10.11.2020)
Переглядів: 95 | Теги: MJ, michael jackson, HIStory | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar