Головна » Твори » Вірші » Michael Jackson

Я устал быть жертвой ненависти

Как ни странно, но именно эта песня часто поднимает мне настроение.  Она звучит как гимн, как марш. Силы, неповиновения, поднятия после падения. Когда 6 июля я впервые услышала эту песню (и увидела бразильскую версию фильма), то совершенно ничего не знала (когда она была написана, о чем, почему). Тогда мне было интересно узнать лишь - а что же Майкл Джексон пел, какие у него были песни и клипы? Почему на его концертах люди падали в обморок? Именно так все началось. Именно так появились любимые песни, которые не всегда являются хитами. Потому что выделяла для себя то, что нравится, то, что касается сердца и души. Хиты и синглы великолепные, но лучше слушать все, не зная о продажах, рейтингах и чартах. Так можно составить свое мнение.

 

Когда слушала первые разы песню, то особо не вникала в текст. Слышала только некоторые слова или фразы: skin head, allegation, Martin Luther, they don’t really care about us (скинхеды, обвинение, Мартин Лютер, им действительно плевать на нас). Но самое первое, на что обращается внимание - это слова в самом начале песни “Не переживай о том, что люди говорят. Мы знаем правду”. Само собой всплывает понимание, о какой правде говорится и о каких обвинениях. Но для меня тогда это было не важно. И никак не удивляло то, что первым словом песни является “скинхеды”. Ведь стараюсь не судить и не отбрасывать автора из-за каких-то слов или образов. Так как я могу чего-то не знать, не понимать, у автора было свое видение и свой смысл. Важнее был ритм самой песни. Эти удары, словно сердцебиение, словно марширующие солдаты, воющие сирены и переходы между разными частями песни. Для меня эта песня ассоциируется с несломленностью, силой, непобедимостью. При этом TDCAU (сокращенное название песни They Don’t Care About Us) - не призывает к протестам, революции, свержению режима, борьбе. Это лишь констатация факта - как есть, как работает система. Именно потому она поднимает мне настроение, именно потому бодрит и дает силу. Как я уже писала ранее, это особенность музыки Майкла Джексона: когда даже не понимая слов, ты понимаешь, о чем песня. Ведь настрой песни передается звучанием музыкальных инструментов, интонацией исполнителя, звуками “ха, ха, ха”, выделением согласных.

Еще меня удивил образ Майкл Джексона в бразильской версии фильма: обычные джинсы, рваная футболка, короткая стрижка. И то, что действие разворачивается в трущобах. И это просто люди, просто фанаты. Нет того шика, блеска, нет вроде бы какой-то истории, что рассказывается в фильме. Это для меня было выбиванием из образа, который сложился из обрывков историй СМИ и небольшого количества фотографий. Очень простой образ, близкий обычным людям.

They Don’t Care About Us - первая песня Майкла Джексона о политике, о правительстве, о судебной системе. Ранее он не то, что не пел об этом, он даже не особо интересовался всем этим. Он занимался тем, на что сам мог оказать влияние. Но в 1993 году Майкл на себе прочувствовал, что всем известная “презумпция невиновности” - красивая сказочка. Если тебя обвинили, то ты виновен и должен доказать невиновность. А не наоборот. И даже если тебя оправдали - в глазах общества ты все равно педофил. Но Майкла защищали некоторые знаменитости, за ним были миллионы поклонников, были деньги и адвокаты. А что делать обычному человеку, у которого всего этого нет? Вот и поется в песне о бесправии людей в правительственной системе. А в фильмах показано жестокое обращении полиции и военных с митингующими и вообще с мирным населением.

В альбоме, на котором размещена песня, есть немало вещей с матами (до того времени Майкл Джексон никогда не использовал маты в своем творчестве). Но не в этой. В песне много злости, обиды, протеста и негодования, непонимания, как такое вообще может быть и существовать в конце 20 века. Это неповиновение, стойкость - делайте со мной что хотите, но вы не сможете сломать меня. Но нет агрессии, призывов свалить правительство, изменить законы, организовать революцию. Хотя, иногда мне кажется, что стоило бы только Майклу сказать об этом - и его фанаты не оставили бы камня на камне от Белого дома и Билла Клинтона (тогдашнего президента).

Песня начинается из голосов, очень похожих на детские. Говорится фраза “they don’t really care about us”, после этого детский голос произносит “Не переживай о том, что люди говорят. Мы знаем правду”, “Хватит этого мусора!” Затем слышится что-то очень напоминающее сирену или звук опасности, привлекая внимание. И начинается отбивание ритма. Кажется, что сотня людей бьет ногами или ладонями. Как в настоящем гимне или марше. Это дает возможность настроится на песню, на ее смысл и звучание. Это очень близко, так как похоже на стук сердца. Майкл начинает петь. Точнее - выбрасывать слова, короткие фразы. Ведь пение для большинства людей - это вытягивание звуков. А здесь все начинается с выбрасывания слов “скинхеды, льготники”. Мягко сказанные слова “Все, что я хочу сказать: им плевать на нас”. Никакой революции, никакого призыва к насилию. Только констатация - правительству плевать на людей. Снова выбрасываются короткие слова. Эта песня - пример того, что, если бы Майклу пришлось удалить из песни все слова, мы бы все равно ее поняли и услышали слова, которые там не звучат. Ведь в следующем куплете затерты два слова. Но затерты так, что по звуку сразу понятно, что там есть (jew и kike). И тут песня меняется. Точнее все остается таким же, кроме манеры пения. Слова больше растягиваются, звучат мягче, показывая непонимания и отчаяние героя песни (у которого жена и двое детей). Слышатся звуки “ха, ха, ха”. Но это не смех (это надо именно слышать). Так звучит человек или который долго бежал, пытается отдышаться, или злой человек, который пытается сдержать свою злость. Снова возврат к жесткому выбрасыванию слов. И снова - мягкое звучание. Эта структура идет по всей песне. Очень многие песни Майкла Джексона переливаются, меняются, словно ртуть. Они кажутся живыми, дышащими существами с бьющимися сердцами. Возможно, из-за того, что Майкл уникально и специально использует разные звуки и эффекты. Ведь при всем различии мягкости, жесткости, резкости, выстрелов, сирен - песня целостная, единая. “Если бы Рузвельт был жив…” “Если бы Мартин Лютер был бы жив…” - пропевается, вытягиваются слова. Добавляются звуки новостей, которые сложно разобрать. Знаменитые Хи. Переливание музыки, отбивание сердечного ритма. Снова тот же звук, что привлек внимание в самом начале. И песня по сути, словно обрывается. Очень резко и неожиданно заканчивается, оставляя многоточия.

 

TDCAU была записана в 1994 году и размещена на альбоме HIStory: Past, Present and Future. Весь этот альбом (и почти все песни в нем) являются переживанием обвинений 1993 года. Переживанием реакции СМИ, общественности, поведения полиции, прокурора. Попытка прожить все это, избавиться от этого. Как и каждая отдельная песня является живой сущностью, особенной уникальной структурой, так и каждый альбом Майкла Джексона - является целостным и слитным. Каждая песня перетекает в другую, дополняя, изменяя, тонко управляя вниманием и эмоциями слушателя. Но интересно то, что саму песню Майкл создал еще до обвинений, еще во времена работы над альбомов Dangerous. То есть 1990-91 годах. Но все эти годы песня дорабатывалась и изменялась. Сначала был только метроном, а затем добавились постепенно 300 дорожек со звуками ударных. В какой период был написан текст - не нашла информации. Обычно Майкл писал текст в самый последний момент. И, когда он говорит, что создал песню, это значит, что в тот момент он “услышал” музыку, мелодию, познал, о чем эта песня, и перевел ее в звуки на диктофон. Большинство пишет песни, начиная с текста, под аккомпанемент какого-то инструмента, выбирая мелодию. Для Майкла почти всегда мелодия шла первичной, была самой важной частью песни. И, как я уже говорила, если бы в песне не было слов, мы бы все равно поняли, о чем она. Потому что именно так Майкл Джексон умел делать песни. TDCAU была выпущена синглом, на нее снято два фильма (бразильская и тюремная версии), она исполнялась на концертах. А еще с ней связаны скандалы. Но обо все по прядку.

В первую очередь хочу обратить внимание на звучание текста песни. Каждый звук для человека является определенным знаком, несет определенную эмоцию. Например, шипящие и свистящие (ж, ш, ц, с, з) - передают тревожность и раздражение; взрывные (п, б, г, к) — воздействуют резкостью, взрывом и напором. Когда таких звуков собирается достаточно много рядом, это самим звучанием слов уже порождает у людей определенные эмоции. Во многих своих песнях Майкл использует эту фишку, делая текст такой же музыкой, как и мелодия. И часто делает акценты на нужных ему звуках. В TDCAU это тоже хорошо слышно. Очень много взрывных и шипящих — s, d, g, b, k, sh, h. Слова односложные, отрывистые. Получаются как будто удары, взрывы, сразу чувствуется настроение песни, даже если ты не понимаешь слов. Экспрессивно, ярко – понимания отдельных слов уже и не требуется. И так понятен настрой песни, о чем она рассказывает и что хочет донести.

А теперь - о скандале, так как он возник еще до выхода альбома, до выхода сингла и фильмов. Точнее - о первом скандале, связанным с этой песней. Видимо, ранее альбомы издавались не так, как сейчас. Потому что часто встречала, что нет еще ни одно сингла, ни альбома, но все уже знают тексты (во всяком случае некоторых) и слышали песни. Откуда? В период, когда интернет еще был фантастикой? В любом случае критики и СМИ рассмотрели антисемитизм в песне. А еще - критику американского общества, правительства. Но придрались именно к двум словам: jew (еврей) и kike (жид). В песне поется “Сделай/назови меня евреем/жидом”. Эти строчки взялись отдельно от смысла и сути самой песни. И в таком варианте они кажутся действительно грубыми и направлены против евреев. Но сами-то евреи (кроме тех, кто хотел засветиться) восприняли песню адекватно - как борьбу за права всех. В том числе и евреев. Вот, например, Роб Хоффман, который играл на гитаре во время записи этого трека, говорит: “Забавно: вот я, еврей, слушал эту песню больше года и ни разу не оскорбился.” До сих пор недоумеваю: как можно было назвать антисемитом человека, в чьем окружении полно евреев? Того, кто никогда не делал различий между религией, расой, внешностью человека? В чье поместье приезжали дети разных национальностей и религий? Недоумеваю и при этом головой понимаю, что дело ведь не в евреях. Дело во всех тех многих вещах, что делал Майкл и за которые надо было его и его творчество обесценить, опорочить, чтобы как можно меньше людей услышали важные послания. Да еще и такого уровня как известность Майкла Джексона. Ведь это не несколько сотен фанатов. И не миллион. Это как минимум полмиллиарда людей по всему миру. Или это расизм, которого так много в США до сих пор? Какая бы ни была причина, но уж точно с евреями она не связана. И ведь отмечу, что на слово “nigga” в другой песни из этого же альбома - никто ничего не сказал! Ведь, если ниггер называет себя ниггером, то это нормально, если поет о ниггерах - это нормально. А вот о жидах - нельзя. Эти два слова пришлось затереть и перевыпустить альбом заново. Первоначальная версия альбома теперь является коллекционной редкостью.

До и после Майкл спокойно общался с евреями, интересовался их религией (как и другими религиями). Роуз Файнс, учительница Джексонов, которая учила в период их турне по всему миру, была еврейкой. В начале 2000-х Майкл посетил синагогу, где люди сразу же вспомнили: Jew me, sue me. Kick me, kike me. И не со злостью или обидой. Они рады были видеть Майкла в синагоге, пожимали ему руку и благодарили. Ведь он пел обо всех, кто подвергался гонениям, несправедливому и жестокому обращению. В своих разговорах с раввином Шмули Ботичем в начале 2000-х Майкл поясняет, откуда взял слово kike:

«Им наплевать на нас („They Don’t Care About Us“), на тех, к кому относятся несправедливо, на тех, кого унижают, на тех, кого называют „ниггер“, на тех, кого называют словом „жид“, (использование которого в песне было неправильно понято). Когда я был маленьким, у нас были евреи-юристы, евреи-бухгалтера, и мы все жили бок о бок. Они называли друг друга словом „жид“. Однажды я спросил, что оно означает, и они сказали, что это такое же обидное слово для евреев, как слово „ниггер“ для чернокожих. Я всегда знал, что когда человека хотят унизить, его называют либо ниггером, либо жидом. Вот о чем я говорил в песне. Меня просто неправильно поняли. Я никогда не стал бы обзывать кого бы то ни было подобным образом».

Только вот - не неправильно поняли. А - не захотели понять. Захотели увидеть что-то плохое, захотели придраться. Ниже представлен перевод песни. И вы сможете сами составить мнение, о чем же пел Майкл Джексон.

В интервью New York Times 15 июня 1995 года (за день до выхода альбома) Майкл сказал: «Мысль о том, что эти тексты могут быть сочтены предосудительными, чрезвычайно обидна для меня и вводит в заблуждение других. На самом деле песня о боли предрассудков и ненависти и является способом привлечь внимание к социальным и политическим проблемам. Я - голос обвиняемых и атакованных. Я голос всех. Я скинхед, я еврей, я черный человек, я белый человек. Я не тот, кто нападал. Речь идет о несправедливости по отношению к молодым людям и как система может их неправомерно обвинять. Я зол и возмущен тем, что меня так неправильно истолковали».

А теперь давайте поговорим о скинхедах. Для нашей культуры - это парни, которые считают свою национальность лучше, что их страна - только для своих. Агрессивно настроенные, бьющие и убивающие других (темнокожих, евреев, кавказцев…). Но в США это не так. Есть традиционные скинхеды, чьим лозунгом является “Помни дух 69-ого” (расцвет хиппи). Они аполитичны, не призывают к агрессии и настроены мирно ко всем. Есть движение “Скинхеды против расовых предрассудков”. Есть хардкор-скинхеды, которые придерживаются таких же взглядов. И есть НС-скинхеды - ультраправые, экстремистские националисты и расисты. Именно о первых трех ветках скинхедов и идет речь в песне.

Из-за этого скандала пришлось на песне эти два слова заменить звуками. Общественность была настроена уже против этой песни. Радиостанции и телеканалы неохотно брали в ротацию песню, а часто отказывались вообще ее принимать. Фильмы подвергались цензуре и критике, запрещались (что тоже не впервые в карьере Майкла Джексона). Но как бы там ни было сингл все равно стал золотым (а значит - его услышали и поняли). Эту песню до сих пор исполняют на митингах, особенно за права темнокожих. Вероятно, если бы не было этого скандала, то и песня не стала бы гимном угнетенных по всему миру. Ведь нам дали понять, на что именно нужно обратить внимание в песне. И, когда слышишь звуки вместо слов, - создается напряжение, появляется злость и желание это все изменить. А вот изначальная песня (без затертостей) воспринимается мягче. Послушайте сами и сравните.

 

Еще одна строчка песни, которую хочу выделить: don't you black or white me (не вам решать - черный я или белый). Здесь идет речь о расе, о том, что не важно - черный ты или белый. И, возможно, о куче слухов и домыслов о цвете кожи самого Майкла. Ведь до его интервью с Опрой в феврале 1993 года никто и не слышал о таком заболевании, как витилиго. В том же интервью Майкл четко заявляет, какой он расы. И, блин, неужели можно реально поверить, что человек, в окружении которого минимум 80% темнокожих, презирает свою расу настолько, что выбелил себя? 

Только вот признание в интервью не помогло. Многие СМИ не поверили. И начались истории о том, что эту болезнь придумали специально для Майкла Джексона; что это все неправда, ведь больше ни у кого из семьи этого заболевания нету (у его родителей, братьев и сестер нет, а вот у старшего сына Майкла - есть). И другие еще более нелепые выдумки. Под воздействием СМИ многие до сих пор считают, что он специально отбелил кожу, что он не хотел быть черным. В том числе и я так думала. Хотя все же самостоятельно с помощью логики додумалась, что в этой истории что-то не так. А ведь Майклу с начала 80-х приходилось замазывать светлые (а потом темные) участки кожи тональным кремом. И не только лицо, а и шею, руки, грудь - все, что могло стать доступно взгляду во время съемки или концерта. Именно потому он с ног до головы одет в Remember the Time, когда все остальные одеты по климату жаркого Египта. Когда писала о песне Smile, то показывала фото 1983 года. Красивая фотография. Только вот не поняли бы и не приняли. Ни в 80-х, ни в 90-х. Только в 10-х наконец-то что-то начало меняться в восприятии красоты, и появилась Уинни Харлоу.

Может, это стало одной из причин, почему Майкл в бразильской версии фильма не замазал свои пятна. Их очень хорошо видно на правой руке и на торсе. Ведь в фильме You Are Not Alone, снятым за полгода до этих фильмов, где Майкл предстает почти голым, все пятна тщательно скрыты. 

В песне есть строчка “В костюме, в новостях - все собачий корм”. Костюм - это ассоциация с адвокатами, прокурорами, деловыми людьми, которые всегда ходят в костюмах. Все то, как СМИ высветливали обвинения 1993 года (а потом и 2003-2005), - в основном домыслы, купленные истории, перевирание фактов. И все это - корм для собак (которыми писаки предстают в фильме Leave Me Alone). То есть это всего лишь то, чем зарабатывает желтая пресса. Хотя в истории Майкла Джексона вообще сложно разделить желтую и белую прессу. Ведь даже такие издания, как Rolling Stone, Forbes, BBC рассказывали ложную информацию о нем.

“Я устал быть жертвой ненависти” - поет Майкл дальше. Что, к сожалению, норма для американского континента: ненавидеть и одновременно бояться индианцев, темнокожих, латиноамериканцев… “Я устал быть жертвой стыда”. Знаете ли вы, что очень много темнокожих американцев стыдятся своей расы? Ненавидят себя, не любят себя - только потому, что у них темная кожа! Как это возможно в одной из самых богатых и влиятельных стран мира?

Дальше Майкл говорит о шантаже, о том, что черного засадить в тюрьму проще. Тем, кто прочитал хоть что-то адекватное о деле 1993, понятно, что это всего лишь вымогательство. Если кратко, то: Эван Чендлер сначала говорит Майклу, что подаст на него в суд за совращение своего сына, если тот не заплатит ему 20 млн. Майкл отказывается. Чендлер нанимает адвоката. И только после всего этого он отводит сына к стоматологу для опроса на счет приставаний. И уже после этого пишется заявление в суд. Уголовное дело даже не пошло в суд за неимением доказательств. Но еще был гражданский иск - о моральной компенсации. И Майкл его бы тоже выиграл (доказательств нет). Но решает заплатить. Почему? Майкл сказал, что адвокаты на могли гарантировать справедливое разбирательство. Так ли это? Ведь тогда еще было неясно на счет уголовного дела, а всю стратегию пришлось бы показать в уголовном... Или менеджеры надавили на Майкла, чтобы прекратить шумиху. Или сам Майкл хотел побыстрее избавиться от этой истории. Или - сторона Чендлера легко могла получить интимные фотографии, сделанные во время осмотра (стороне Майкла отказали выдать фотографии). И уж явно не прятала бы их в кладовке. Потому было сделано соглашение, за которым Чендлеры не показывают фото и публично не обвиняют Майкла. Вот и система правосудия. Не только в США. Во многих странах.

“Я невидимый, потому что вы игнорите меня?” Ведь даже сейчас обычные люди часто невидимы для системы США (в плане хороших действий и возможностей, для США черные - это преступники). И Майкл Джексон это почувствовал на себе. 1982 год, а музыкальный канал MTV отказывается показывать клипы темнокожих исполнителей, чтобы не напугать подростков из пригорода (именно так и было сказано). Они не пропускали и видео Майкла Джексона, пока на них не надавили. В середине 80-х Майкл сам водил машину (пока его популярность не стала такой бешенной). Его остановил и арестовал полицейский, так как не поверил, что дорогущий Мерседес может принадлежать черному парню (полицейский не узнал Майкла). Об этом случае рассказывала мать Майкла, Кэтрин.

В песне упоминаются две исторические личности - Франклин Делано Рузвельт и Мартин Лютер Кинг. Если бы они были живы, то не допустили бы такого беспредела. Белый и черный герои. При этом Рузвельт постановил, что правительство США обязуется не разделять людей по признаку расы, цвета кожи, вероисповедания или национальности при принятии на работу. А Кинг боролся за права темнокожего населения США. В своей автобиографии Майкл пишет о том, что помнит день, когда убили Мартина Лютера. Как люди пришли в церковь и плакали. Майклу тогда было лишь 9. Но этот момент ярко врезался в его память. В тексте песни также можно найти слова и фразы, которые очень похожи на слова из знаменитой речи Мартина Лютера “У меня есть мечта”.

 

“Ваша Прокламация обещает мне вольную свободу” - именно так и поется в песне - свободная свобода. Прокламация, о которой упоминает Майкл, - это Прокламация об освобождении рабов 1963 года. Формально тогда черные обрели свободу. Но по факту - остались людьми второго или даже третьего сорта. Об этом можно подробнее почитать в книге Говард Зинн «Народная история США: с 1492 года до наших дней». Этими словами Майкл показывает, что он такой же, что его предки тоже были рабами, что он черный (и не единожды это повторял). Да, для нас, славян, это странно. Даже когда у нас существовало рабство (крепачество), цвет кожи не имел никакого значения - и Пушкин тому доказательство. Да и вообще - какая разница, какого цвета кожа? Но в США никто и никогда не забывал, что Майкл Джексон - черный, какого бы цвета не была его кожа. Упоминается в песне и сегрегация - разделение городов и общественных заведений на белые и черные, - существовавшая в США еще в 60-х годах. 

Первой я увидела именно бразильскую версию. Этот образ в фильме меня удивил, как писала выше. Майкл Джексон хотел снять именно в Бразилии, именно в трущобах Дона Марта, что соседствуют с богатыми и чистыми районами города. Но не для того, чтобы показать трущобы Бразилии, а потому что знал историю: видео снималось в Largo do Pelourinho – том самом месте, где сотни лет назад хозяева секли и пытали рабов, – отсюда и название «Pelourinho» («Позорный столб»). Но из-за этих трущоб возникли сложности с получением визы. Ведь какая страна захочет, чтобы самый известный исполнитель на планете показал в своем видео всю гадость, которую вы так старательно прячете? Ведь Майкл не скрывал того, где собирается снимать видео. Его не интересовали достопримечательности Рио-де-Жанейро. Ему важнее было показать обычных людей. Но так как это приобрело общественный резонанс (что Майкла Джексона не хотят пускать в страну для съемки видео), то визу выдали. Но - только на 5 дней. Именно потому Майклу пришлось танцевать 6 часов почти без остановки. 6 часов! Через 2 месяца после полного истощения организма и попадания в больницу (6 декабря 1995 года Майкл упал в обморок на репетиции концерта). Когда врачи разрешили ему физические нагрузки только через полгода! Удивительное совпадение (которых в жизни Майкла Джексона слишком много): Майкл в песне говорит о том, что правительству плевать на обычных людей. И правительство Бразилии не хочет давать ему визу, беспокоясь о том, что в мире увидят их трущобы. Они не думали о том, что Майкл Джексон своим видео привлечет внимание к их проблемам, что это может привлечь инвестиции и влиятельных людей. Что в итоге и получилось…

В фильме Майкл одет в футболки с символикой и цветами музыкального коллектива Olodum и неоднократно на протяжении видео отдает честь салютом «Черной Силы» (Рот Фронт, сжатый кулак). Каждый цвет имеет символическое значение: зеленый олицетворяет зеленые леса Африки; ярко-красный - символ людской крови, пролитой за века страданий во времена рабства; желтый является цветом золота, процветания; черный - цвет и гордость людей, а белый символизирует мир на Земле. Olodum - не только хорошая качественная музыка. Этот коллектив активно борется с социальной дискриминацией и за права человека, работает над поднятием самооценки темнокожих.

 

В этой версии Майкл гуляет по городу, слышны слова “Michael, eles não ligam pra gente!” (Майкл, им плевать на нас - на португальском). Полицейские стоят и ни на что не реагируют. Вокруг куча фанатов, барабанщики. Показывается Статуя Иисуса на холме в Рио, и плавно переходит на маленькие домики, трущобы. В фильме принимало участие около 200 человек из Olodum. Мелодия песни дополняется барабанами коллектива. Это новое звучание, новая вариация песни. А еще в фильме много криков (которых нет в альбомной версии песни). Когда поется строчка “Скажите, что случилось с моей жизнью?”, Майкл обращается к полицейскому, который безучастно стоит и смотрит перед собой. Чуть позже ярко слышен звук выстрела. Майкл бегает по улицам, касаясь рук фанатов, которых сдерживают полицейские. Слышны крики фанатов. В этот момент к нему подбегает женщина, а сзади еще одна, обнимают его и все вместе падают. Это живой, настоящий момент. Две фанатки прорвались сквозь полицейское ограждение, кинулись к Майклу обниматься, не удержали равновесие. Видно, как режиссер Спайк Ли оттаскивает женщин, а потом Майкл прыжком поднимается, хлопает в ладоши (что все ок) и продолжает петь, словно ничего не случилось. И поднимает вверх кулак - приветствие Черной силы. Этот момент могли вырезать, ведь он был не по сценарию. Но режиссер (и Майкл) его оставили. В дальнейшем одна из бразильских футбольных команд исполняла эту песню с танцем в стиле Майкла Джексона перед каждым своим матчем. Съемка фильма очень благотворно повлияла на этот район Рио. В нем запущены были социальные программы. Теперь этот район полностью безопасный. А еще - там красуется статуя Майкла Джексона. 

Мне нравится бразильская версия и я не понимала, почему Майкл был недоволен результатом. Зачем снимать еще один фильм, если и этот уже хорош? Но он считал, что фильм не вполне отображает дух песни. Потому был сделан второй - тюремная версия. Изначально кадры, снятые в реально тюрьме в Нью-Йорке, планировалось включить в бразильскую часть. Но потом решение было изменено. При этом оба фильма были изданы. Только вот тюремную версию в США запретили. И даже до сих пор каналы в разных странах предпочитают показывать бразильский вариант. Потому что тюремная версия тяжелее, она жестокая. В ней полно кадров насилия. Снова-таки, примечательно, что фильм на песню Earth Song из этого же альбома с кадрами насилия над животными крутили по ТВ и никто ничего не говорил… Не понимала. Но, когда внимательно посмотрела тюремную версию, осознала, что да, действительно, именно эта версия абсолютно и полностью в духе песни. Показывает все, что необходимо и важно.

“Главное указание, которое дал мне Майкл, было в том, что он хочет быть жёстким, хочет показать ту бесчеловечность, с которой люди порой относятся к своим братьям и сёстрам. И что даже он, Майкл Джексон, звезда – всего лишь один из многих заключённых в тюрьме, - вспоминает Спайк Ли, режиссер этих фильмов. - Чем бы он ни занимался, он хочет, чтобы это было нечто лучшее в истории. Это замечательное отношение к своему делу, и это накладывает ответственность.”

Тюремная версия фильма начинается со слов: “Этот фильм не унижает достоинство ни одной из рас, но показывает несправедливость ко всему человечеству. Пусть Бог даст нам мир во всем мире.” Дальше показывается человек, который закрывает лицо руками. Мне это напомнило одну из трех обезьянок (ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу). Затем показывается взрыв (мне очень похоже именно на атомный) и избиение людей полицейскими. После этого появляется Майкл в тюремной камере, в тюремной одежде. Камера - самая обычная. Только вот на стенах полно экранов, что показывают разные события. Слышиться пронзительный плач младенца и показывается худой от голода ребенок, ребенок с мухами на лице… Человек, который стоит перед колонной из танков… Снова Майкл в тюрьме, в цепях и наручниках. Показывает пальцем выстрел в голову, а на заднем плане один из экранов показывает расстрел двух людей… Майкл в тюремной столовой выбрасывает еду, сбрасывает на пол посуду, сует под носа охраннику кулак… Возникают участники ККК (Ку-Клукс-Клана), горящие кресты… Сидящие заключенные, а за ними - огромная тень мужчины с палкой. Мне это напомнило “1984”, следящий Большой брат и Министерство Правды. Бомбы падают на города… Рузвельт что-то говорит с экрана. Майкл за колючей проволокой. У меня возникла ассоциация с концлагерем. Майкл разбивает это изображение и оно разлетается тысячами кусочков. Мародерство, поджоги, огонь, война, избиение полицейскими, утопление людей, калеки, взрывы… Реальные видео с Африки, Вьетнама, Китая… Выступление Мартина Лютера Кинга. В этом фильме тоже много криков, много приветствий Черной силы. Много жестокости - реальной, а не придуманой и специально снятой.  Фильм заканчивается тем, что Майкл бежит по улочке в Бразилии, оглядываясь.

 

Эта версия фильма до сих пор запрещена к показу в США. Ее запрещали многие страны Европы. И только во Франции показывали без никаких изменений.

В самом конце тюремной версии Майкл Джексон показывает несколько слов на языке глухонемых. Во всяком случае так считают многие фанаты. Потому что эти жесты руками кажутся очень четкими, спланированными. Но до сих пор никто так и не “перевел”, что значат эти знаки. Встречала версию, что там есть бог, дьявол (хотя сама я этих знаков не увидела). Еще есть версия “то, что вы увидели, должно тронуть ваше сердце”. Хотя в этом тоже есть сомнения, ведь там нет знака “видеть” и “сердце”. Прошло 25 лет - и никто не прояснил, что же это за знаки. В итоге я полезла на форумы глухонемых и слабослышащих. И во всех из них люди писали, что это не ASL (американский язык глухонемых). Возможно, это какой-то другой язык, но точно не американский. А, возможно, что и не язык вовсе (точнее - джексоновский язык). Вряд ли эти жесты показаны в фильме просто так. Майкл очень любил, когда люди задаются вопросом - а чтобы это значило. Любил загадывать загадки. И иногда ответ на них - “ничего не значит”, а иногда имеет важный посыл. В случае со знаками в тюремной версии фильма нам остается только привлекать свою фантазию и интерпретировать на свое усмотрение.

С TDCAU Майкл выступал на концертах в HIStory туре. И вроде как это лишь часть попурри. Но на самом деле песня пронизывает весь концерт от начала и до конца. Так, концерт, после вступительного видео путешествия Майкла сквозь время и пространство, начинается именно с попурри "Scream" / "They Don't Care About Us" / "In the Closet" (с фрагментами из "HIStory" и "She Drives Me Wild"). Эти солдатские, армейские движения очень подходят самой песне, ее звучанию. Они не пугают, не несут угрозу. Это выражение себя, своего недовольства. Чеканится не только каждое слово, но и каждый жест. Замирание на месте и плавное, медленное поднятие ноги… Этот короткий танце запоминается сразу же, ведь он достаточно простой. И движения настолько соответствуют смыслу и словам песни, что врезаются в память мгновенно. Одна из любимых песен. Одно из любимейших исполнений. Когда Майкл махает рукой и ходит на месте, как в армии, в своем золотом костюме с хромовыми щитками - это невозможно не отметить и пропустить. Мелодия этой песни звучит во время вступительном видео перед началом концерта. Звучит также в видео-интерлюдии Remember The Time - как раз посредине концерта. Заканчивается концерт тоже музыкой из "They Don't Care About Us". Потому эта песня кажется важной. Майкл выделял ее на своих концертах. Она полностью пропитывает концерт.

 

В тур This Is It готовилась сценка с этой песней. К ней снималось видео, где один танцовщик превращался в 10 танцующих солдат. В итоге на 3D-экране вместе с Майклом танцевало бы тысяча людей.

 

Из-за всего этого написанного выше, хочется сказать только одно: “Им действительно плевать на нас”. Но, кажется, автору этой песни никогда не было плевать на планету и живых существ, ее населяющих.

 

Им наплевать на нас

 

Все, что я хочу сказать:

Им действительно на нас плевать.

Не волнуйся о том, что люди говорят.

Мы знаем правду.

Все, что я хочу сказать:

Им действительно на нас плевать.

Хватит этого мусора!

 

Все, что я хочу сказать:

Им действительно на нас плевать.

 

Скинхеды, льготники.

Все испортились (стали плохими)

Ситуация, обострение,

У всех обвинение.

В деловом костюме, в новостях -

Все собачий корм.

Бах, бах - выстрел намертво.

Все сошли с ума.

 

Все, что я хочу сказать:

Им действительно на нас плевать.

 

Бейте меня, ненавидьте меня.

Вы никогда не сломаете меня.

Принуждайте меня, запугивайте меня.

Вам никогда не убить меня.

Делайте меня евреем, подавайте на меня в суд.

Все  хотят сделать меня.

Пинайте меня, делайте из меня жида.

Не вам решать, черный я или белый.

 

Все, что я хочу сказать:

Им действительно на нас плевать.

 

Скажите, что стало с жизнью моей?

У меня жена и двое детей, которые любят меня.

Я - жертва полицейской жестокости.

Я устал быть жертвой ненависти.

Вы изнасиловали мою гордость. О, ради Бога!

Я смотрю на небеса, что они исполнят пророчество…

Освободите меня!

 

Скинхеды, льготники.

Все испортились (стали плохими)

Беспокойство, спекуляция,

У всех обвинение.

В деловом костюме, в новостях -

Все собачий корм.

Черный мужчина, шантаж -

Бросить брата в тюрьму.

 

Все, что я хочу сказать:

Им действительно на нас плевать.

 

Скажите мне, что стало с моими правами?

Я невидимый, потому что вы игнорите меня?

Ваша Прокламация обещает мне вольную свободу.

Я устал быть жертвой стыда.

Вы бросили меня в класс с плохой репутацией.

Поверить не могу, что это земля, где я родился.

Знаете, я реально ненавижу это говорить:

Правительство не хочет видеть.

Но, если бы Рузвельт был жив,

Он бы не допустил такого.

 

Скинхеды, льготники.

Все испортились (стали плохими)

Беспокойство, спекуляция,

Все тягаются в судах.

Бейте меня, колотите меня

Вы никогда не сможете испортить меня.

Толкайте меня, пинайте меня

Вам никогда меня не поймать.

 

Все, что я хочу сказать:

Им действительно на нас плевать.

 

Некоторые вещи в жизни

Они просто не хотят видеть.

Но, если бы Мартин Лютер был жив,

Он бы не допустил такого.

 

Скинхеды, льготники.

Все испортились (стали плохими)

Ситуация, сегрегация

У всех обвинение.

В деловом костюме, в новостях -

Все собачий корм.

Пинайте меня, называйте жидом,

Не вам решать, прав я или ошибаюсь.

 

Все, что я хочу сказать:

Им действительно на нас плевать.

Категорія: Michael Jackson | Додав: Margota (25.09.2020)
Переглядів: 122 | Теги: TDCAU, HIStory, MJ, they don't care about us, michael jackson | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
avatar