Головна » Твори » Вірші » Michael Jackson

Ты призрак зависти? Часть 2

В первой части было рассказано о первой версии фильма, его отличий от окончательного варианта. О песне Is It Scary.

Удивительный танец Скелета не впечатлил мэра городка Нормальных людей. Он всеми силами старается скрыть свой страх. Поэтому Скелет вытаскивает его на танцпол. Чего можно ожидать от этого поворота? Разорвут? Убьют? Нееее! Научат танцевать. Маэстро превращается в демона, пытаясь напугать мэра. А затем вселяется в него, заставляя танцевать и петь Ghosts.

 

Начало песни - это тихий звук “ааа”, к которому через несколько секунд присоединяются скрежещущие удары, которые царапают слух. Майкл поет те же самые слова, которыми начинается Is It Scary. И вроде бы очень похоже. Но теперь слова звучат жестче. Кажется, что перед тем как петь, он пробежал как минимум стометровку - именно так разговаривают люди после физической работы или спортивных занятий. Вскрик “I don't understand it” (Я не понимаю этого). Кто-то пронзительно кричит от испуга. Призраки что-то шепчут на заднем плане. Но это не воспринимается угрожающе. А дальше задаются вопросы о том, кто дал право лезть к семье, пугать друзей, трясти семейное дерево. Песня заканчивается звуком, очень похожим на звук ветра: когда сметает что-то. Раз - и нет.

Очень прикольно видеть, как этот толстый мэр так круто танцует! Первый раз я-то думала, что это актера научили некоторым движениям. Но потом-то я узнала, что это Майкл Джексон. И это еще удивительнее, что во всем этом гриме, огромном животе он так классно танцует, делает все свои известные фишки! Ну и очень смешно видеть, как мэр - БЭМ - и кладет руку на промежность, двигает тазом.

 

Песню не получается допеть до конца, так как мэр не выдерживает “издевательства” танцем, берет свое тело под контроль и выкрикивает “Стоп!” Призраки разлетаются и исчезают. Но на этом все для мэра не заканчивается. Изнутри он начинает меняться: становится безобразным, больше похожим на демона. Все то зло, что было внутри показалось наружу. Из живота мэра появляется рука Маэстро с зеркалом. Рот мэра говорит, но слова явно принадлежат Маэстро:

- Так кто теперь страшный? Кто теперь фрик? Кто цирковой уродец?

В этот момент становится понятным, насколько в действительности эти слова задели Маэстро. Зеркало падает на пол и разбивается. А из мэра вылетает Маэстро. Мэр выглядит потрепанным, но непобежденным. Маэстро спрашивает, хотят ли все еще люди, чтобы он убрался из города. На что все горожане и их дети качают головой - не хотят. Кроме мэра. Тот активно кивает, показывая свое огромное желание избавиться от фрика.

Майкл Джексон не предсказатель. Но иногда в его творчестве бывают вещи, которые словно бы предвещают будущие события. Не прямо, конечно, но близко. Мне вот этот эпизод очень напомнил дело 2003-2005 годов, когда люди городка Лос-Оливос и округа Санта-Барбара (где размещено ранчо Неверленд), гордились соседством с Майклом Джексоном, поддерживали его. И явно не желали, чтобы он уезжал оттуда. Все, кроме Томаса Снеддона… И та же разъяренная толпа в виде полицейских ворвалась в Неверленд, перевернув там все вверх тормашками.

И Маэстро падает на пол, рассыпается в разноцветный песок, который потом уносит ветер. Люди с сожалением смотрят на все это. На самом деле странно, что никто не пытается остановить мэра, не пытается защитить Маэстро. Разве что дети.  Люди смотрят на пустое место, где раньше был Маэстро. Они шокированы и, кажется, испытывают горе. Мэр же довольный победой идет к двери, открывает ее,  а там… Голова Демона, которая улыбается и говорит “Привет!” От страха мэр бежит и выбрасывается в окно. Собственно понятно, кто победил в игре “Кто кого сильнее напугает”. Так и крутятся на языке слова: This time around I'll never get bit (В этот раз вам не удалось меня укусить)...

Фильм завершается на веселой ноте. Когда и смешно, и страшно. В титрах показывается, как фильм создавался, играет песня Ghosts. Особенно подробно показаны перевоплощения Майкла Джексона (а иначе как вы узнаете, что и мэр, и скелет, и демон - это Майкл?). Фильм, который пугает и веселит. Который играет нашим сознанием и нашим бессознательным. За два месяца я пересмотрела “Призраки” уже раз 10. И каждый раз я смеюсь, и каждый раз мурашки пробегают по коже. Хотя я прекрасно знаю, что будет в следующий момент.

(Фильм можно легко найти в интернете с переводом в лучшем качестве. Но на сайт я могу разместить только видео с ютуб).

 

Обратив внимание на лирику песни, сразу становится понятно, что часть действительно взята из песни Is It Scary. Но есть и отличия. Да и не только лирика, но и музыка делают эту песню другой. Связанной, но при этом полностью оригинальной структурой. Те слова, что появляются в Ghosts кажутся важнее тех страшилок, что повторяются в этих двух песнях. О непонимании происходящего, о семье (семья Майкла поддерживала его всегда. Ну да, кроме Ла Тойи, которая должна была повиноваться своему мужу-садисту), о генеалогии (почему это из всей огромной семьи витилиго только у Джексона?). О самоощущении (нож в спину). Ведь открыл свой дом, доверял и в итоге получил вымогательство. Призрак зависти. Интересно, что это слово можно перевести и как призрак ревности. Что очень близко по внутренней причине появления (недовольство собой, неуверенность в себе). Ну и ревность Эвана Чендлера из-за того, что сын и бывшая жена отдалились от него (что легко понять по телефонным разговором Чендлера с новым мужем его жены).

Ghosts и Is It Scary размещены одна за другой на альбоме Blood On The Dance Floor. Они словно перетекают одна в другую. И даже могут восприниматься как одно целое. Ведь для Джексона совсем неудивительно менять мелодию и музыку в самой песней (Morphine в том же альбоме). Пугающие и завораживающие, страшные и волшебные одновременно.

Что же так притягивает в этом фильме, что его хочется пересматривать снова и снова? Особенное ощущение, что что-то касается чего-то глубоко в тебе, твоего бессознательного. Не понимаешь, как это происходит. Но чувствуешь изменения, влияние. И не можешь этому противостоять, защититься. Да и не хочешь. Ведь психика понимает, что так - она может исцелиться. Не только в этом фильме. Во всем творчестве Майкла это есть. Во всем, чтобы он не создавал. Даже собственное лицо (нет, я не о пластических операциях сейчас).

Доктор наук и фанатка Майкла Джексона, Уилла Стилвотер, провела исследование и разместила на своем сайте 4 статьи о страхе и том, как Майкл влиял на это. Уилла рассматривает творчество Майкла с точки зрения влияния на расизм и восприятие расы. И это очень интересно. Ведь фильм меня пугает тоже, хоть я и далека от американской рабовладельческой культуры. С тем, что она сама застала еще период сегрегации в США и с 9 лет является фанаткой Майкла, очень много интересного можно узнать. До ее статей до меня никак не доходило - почему американцы так зациклены на цвете кожи. Она же рассказывает о легендах, которыми пичкали всех и каждого еще с 19 века: что черные мужчины - хищники и насильники, они опасны, они звери. В своих 4 больших статьях Уилла очень подробно разбирает все эти мифы и легенды, страхи о черных. О том, как Майкл начал эти страхи разрушать, доведя их до абсурда. Об обвинениях в растлении (помните про черного насильника-хищника?). И о том, что сделал Майкл потом, чтобы убрать этот страх. Не только страх себя, а и страх черных вообще. В четвертой статье речь идет как раз о "Призраках".

Майкл в своем фильме снова использует ту фишку, которую использовал ранее в фильме Thriller: пугает, показывает, что это иллюзия, и снова пугает. И так по кругу, по десятку кругов. Но в этот раз Майкл использует не только выдуманных существ, но и свое лицо. Впервые Маэстро предстает в фильме, скрытый за маской черепа. Это пугает. Потом он снимает ее и показывается милое лицо с улыбкой. И можно успокоиться - это лишь маска. Затем корчатся рожицы. И всем смешно - это ж развлечение. Но вот Маэстро вытягивает челюсть ,а потом срывает кожу с головы, превращается в череп. О! Это страшно! И вдруг - разбивает череп, и мы снова видим красивое лицо. Можно вздохнуть спокойно. Но тут - Маэстро вызывает призраков. После прочтения статьи Уиллы мне подумалось, что эти призраки - как архетипы, части нашего бессознательного. Они все индивидуальны, хоть и похожи. Разные эпохи, одежды, характеры. И шут, трикстер. Который всегда имел право говорить правду даже в лицо королям, доводя до абсурда и смеха. Призраки - страшные. Но они лишь танцуют. И снова успокаиваешься. Но вот Маэстро превращается в Скелета - страшно. Но опять - лишь танец. Никто никого не убивает, не насилует, можно успокоиться и наслаждаться лунной походкой. Пока Маэстро не превращается в демона, пока не вселяется в мэра. Но и тут - ничего страшного с мэром не происходит, лишь танец. Напугав мэра и горожан тем, что обезобразил мэра, Маэстро снова становится собой - красивым милым мужчиной. На пару секунд. Пока не падает на пол и буквально не разрушает свое лицо. Затем снова появляется в образе демона, пугая мэра так, что тот выбрасывается в окно. И вот - все снова видят Маэстро в уже знакомом нестрашном образе. Весь фильм эти качели: страшно-спокойно, спокойно-страшно. От такого насыщения ты уже не воспринимаешь страх, ты освобождаешься от него. И в титрах показаны перевоплощения (чтобы еще раз подчеркнуть, что все, что вы видите, может быть иллюзией. А иллюзий нечего бояться.

Я знала, что Майкл Джексон воспринимал свое лицо как искусство и как-то использовал. Но не понимала, что имелось ввиду. Пластические операции я отбрасывала (у него была волчанка, которая препятствовала регенерации. Какие десятки операций??). После прочтения статьи Уиллы все стало на свои места. Игра с лицом. Скрыть, спрятать, замаскировать, иногда специально "изуродовать". Маски, которые Майкл носил, пряча часть лицо (до сих пор ведь многие считают, что у него нос отвалился). Как заклеивал свое лицо пластырями в 2000-х, снова СМИ задавались вопросами - что с ним произошло и какой ужас он прячет. Засвечивал свое лицо в фильмах так, что мало что видно. И снова - последствия пластики, лицо разрушается. А потом раз - и Майкл Джексон появляется на вручении наград, или на концерте или где-то еще все такой же красивый с чистым ясным лицом. И у всех ступор. Как на оболожке Invincible лица почти нет, только контуры. И каждый может представить, что сам захочет. Карен Фей говорила, что Майкл был весь в золоте для этой обложки. И сказала, что Сони все изменили. Но у меня огромные сомнения. Майкл потом начал кампанию против Сони. Много всякого говорил. Но ни разу, что они вмешались в творческий процесс создания альбома. Так что сделать обложку именно такой - решение Майкла.

В дальнейшем Майкл не отходит от рабочего метода. В This Is It он планировал тоже напугать зрителей. В предыдущей части я приводила видео с репетиций концерта. Когда на сцену выползает огромный паук. Нам страшно, противно. Ведь для большинства людей - это огромный страх. Иногда даже - фобия. Но тут открывается его чрево и изнутри появляется Майкл. Тот, кого мы ждем, хотим увидеть и ни капельки не боимся.

Всем известный голос Майкла Джексона. Ведь это тоже часть образа, который он создал. Да, он и в жизни так говорил, с родными и близкими (в тех записях, что так много стало теперь доступно). Но при этом у него был обычный мужской голос, который можно услышать на Супербоул, на похоронах Райна Уайта, в таких песнях, как Privacy и 2000 Watts, на концертом исполнении In The Closet... Некоторые люди вспоминают, как были удивлены, услышав этот голос. А Пресли пыталась Майкла убедить, что нежный голосок уже не работает. Что надо показать себя другим - с мужским голосом, ругающимся и пьющим. Кто-то говорил, что он не мог уже выйти из сложившегося образа. Мог! Это же Майкл Джексон. Что же... Все прекрасно работало до самой его смерти. Ведь цель Майкла была - убрать из сердец белых страх перед черными. И у него это получилось. В том числе и благодаря своему голосу.

Майкл Джексон играл со страхом, иллюзиями, домыслами, разрушая их, изменяя. Для американцев - страх темнокожих, для других народов - страх иных, страх быть собой. И куча других страхов, которые человек и сам может не осознавать. И все это проходило мимо сознания, затрагивая самые сокровенные и важные части психики. Играл не только со страхом, но и с многими другими чувствами. И да, такое манипуляторство пугает и возмущает. Но потом понимаешь - ведь он ничего плохого не сделал. Как раз наоборот. Он манипулировал чувствами, чтобы сделать мир лучше, чтобы уменьшить страхи людей. Уверена, что президентство Обамы - в том числе и заслуга Майкла. Что такие эмоциональные качели способствуют катарсису и очищению, избавлению от страхов, болей, горечи. Остается вопрос - насколько сознательно Майкл делал все это. Ведь часто от его окружения можно было услышать, что Майкл что-то требовал, но не мог объяснить зачем. Интуиция подсказывает, но нет понимания, зачем нужно именно так, а не иначе.

 

Призраки

Призрак в зале.

Вампир под кроватью.

Что-то - в стенах.

Кровь на ступеньках.

И это расплывается по комнате,

А я ничего не вижу.

И я знаю, что это правда,

Потому что это преследует меня.

 

Я не понимаю.

Я не понимаю!

 

Стук по полу.

Скрип за дверью.

Кресло качается,

Но в нем никто не сидит.

Призрачный запах вокруг,

Но никого не найти.

И открытый гроб,

В котором покоится беспокойная душа.

 

Я не понимаю.

Я не понимаю!

Черт побери!

 

И кто дал тебе право пугать мою семью?

И кто дал тебе право пугать мою детку? Я нужен ей!

И кто дал тебе право трясти мое генеалогическое дерево?

 

Они вогнали мне нож в спину.

Выстрелили в меня стрелой!

Скажи мне, ты призрак зависти?

Чертов призрак зависти!

 

И кто дал тебе право пугать мою семью?

И кто дал тебе право пугать мою детку? Я нужен ей!

И кто дал тебе право трясти мое генеалогическое дерево?

И кто дал тебе право вторгаться, чтобы увидеть меня?

И кто дал тебе право причинять боль моей семье?

И кто дал тебе право причинять боль моей детке? Я нужен ей!

И кто дал тебе право трясти мое генеалогическое дерево?

 

Давай!

Но это попытка обрести душевный покой.

Скажи мне, ты призрак ревности?

Категорія: Michael Jackson | Додав: Margota (20.09.2020)
Переглядів: 81 | Теги: Ghosts, Is It Scary, michael jackson, MJ, Blood On The Dance Floor | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar