Головна » Твори » Вірші » Michael Jackson

ЕГО история. Часть 3

Говоря о ЕГО истории нельзя упустить момент студийного альбома, который носит почти одноименное название HIStory: Past, Present and Future, Book I - Его история: прошлое, настоящее, будущее, книга 1. Вероятно, в 1995 году было модно называть свои альбомы с номерами, чтобы в дальнейшем выпустить продолжение. Ведь Дэвид Боуи тоже назвал свой альбом 1.Outside с намерением выпустить трилогию. Майкл выпустил все же вторую книгу - сборник ремиксов. Это как раз о том, как он видел свою историю, историю мира, прошлое и будущее, их влияние на настоящее.

Сам альбом изначально планировался как сборник хитов. Но на него было потрачено 2 года и альбом стал не только сборником хитов, а полноценным студийным. Он включает два диска: первый со старыми хитами, второй - с новыми песнями. По 15 штук. Можно рассмотреть и старые хиты. Но, скорей всего, они были выбраны по продаваемости и успешности. Хоть, конечно, являются частью истории Майкла Джексона и вообще мира. Но важнее и интереснее просмотреть новые песни. Их структуру и суть.

Когда впервые внимательно прослушала альбом, то ощутила, как много в нем боли, обиды, злости, непонимания. Это звучит в каждой песне. В каждой из 15 песен. В разных направлениях, под разными углами. Попытка пережить тот кошмар 1993 года. И, если такое Майкл создал только из-за гражданского иска, то каково ему было на уголовном суде 2005? И что он создал в ответ на это? Или не создал... Или это где-то запрятано до сих пор. Потому что не мог он не создавать музыку.

Если ранее на альбомах размещали песни, исходя из того, чтобы миксовать быстрые, танцевальные треки с балладами, то на этом альбоме еще и учитывается смысл каждой песни. Майкл 100% сам определял, какая песня за какой будут идти. Удивительно слушать, как одна песня перетекает в другую. С помощью этого можно прочувствовать все: от злости до одиночества, от победных криков до боли непонимания, от переживаний из-за войн и экологии до внутренних переживаний и наставлений улыбаться… Эмоциональные качели, настолько хорошо продуманы, что слушатель просто не может остаться спокойным после прослушивания альбома. Просто не может не измениться, не стать другим. Как и после посещения концерта. 

На обложке изображена статуя Майкла Джексона. Это полная ассоциация с историей. Ведь только тем, кто что-то огромное сделал для истории, ставят памятники.

Если прослушать все альбомы Майкла Джексона подряд, то многие вещи можно заметить. Рос и развивался, как профессионал, какие проблемы все сильнее его задевали и волновали. Как он сильно меняется на Хистори. И то, как Майкл звучит... Что стало с тем мягким добрым веселым человеком, который пел о любви и гармонии во всем мире? Почему вдруг появился злой, раздраженный, протестующий парень? Майкл выплевывает слова. Майкл кричит. Майкл материться. Майкл Джексон материться??? Да. Судебная система США и СМИ довели. Удар в спину, шантаж и предательство.

"Scream" открывает альбом. Это - дуэт с сестрой Джанет. И самый дорогой клип в истории. Я много раз слушала эту песню, пока однажды не услышала это "fucking". Это было так странно и необычно - слышать мат, произнесенный этим нежным голосом. Настолько необычно, что аж подпрыгнула на стуле. И переслушала еще раз эту часть. И это тот человек, который говорил, что ему будет ужасно неловко, если будет петь песню с матом и это услышит женщина. Сразу становится понятно, что это не тот обаятельный "мальчик", который стеснялся в разговоре с Опрой. “Крик” и звучит как крик. Очень много криков, требований перестать давить, рассказ о том, как достали все эти схемы, как достали новости, рассказывающие гадости. Об этой песне Майкл сказал: “Иногда, единственное что ты можешь делать – кричать. (смеется) Разве Вы никогда так себя не чувствовали? Ты просто хочешь все это выплеснуть. Пусть люди послушают и решат за себя.”

Stop pressuring me, just stop pressuring me

Stop fuckin' with me, make me wanna scream

"They Don't Care About Us" продолжает возмущенное настроение “Scream”. Это самый скандальный трек Майкла Джексона. Протестная песня, гимн всех тех, кого унижают и не замечают. Эта песня и Scream задают тон всему альбому, показывая, как именно его надо воспринимать. Злость, возмущение, непонимание, боль... Об этой песне можно подробнее почитать здесь.

All I want to say is that

They don't really care about us

И тут все затихает и слышаться капли дождя. Тихая и нежная мелодия, очень печальная и грустная "Stranger In Moscow". Эта песня положила начало альбому. Песня о глубоком одиночестве. Майкл написал ее в отельном номере в Москве. Он приехал туда, видел политиков, ходил в приюты и больницы. Готовился к концерту. Зная, что весь мир сейчас сходит с ума. Одни - обливая говном и вешая ярлык педофила. Другие - крича о его невиновности и защищая. И был один: Лиз и 3Т уже уехали, а Касио еще не приехали. В Москве Майкла ожидал неприятный сюрприз: билеты не были распроданы. Всего лишь несколько сотен. В то время, как фанаты кричали под гостиницей, ждали его. Но - билеты не проданы. Никто до того момента не подозревал, что власти делают все, чтобы этот концерт не состоялся. Шел дождь. Петь перед сотней человек под проливным дождем, зная, что кто-то из них тебя осуждает? Сколько силы и мужества нужно, чтобы подняться на сцену… Или - любви. Майкл принял решение выступать, когда его попросили подписать плакат почти слепой девочке. Потому что его ждали.  Черно-белый фильм, снятый в 1995 году, рассказывает историю нескольких людей. В конце они все выходят под дождь, который словно очищает их. Майкл рассказывал о создании этой песни: “Песня “Stranger in Moscow” была написана, когда я был в Москве в туре Dangerous. Это было странное, мрачное и одинокое время для меня. Снаружи было море лиц… поклонников, кричащих и поющих. Но я был в своем номере отеля и чувствовал себя таким одиноким, как будто я был последним человеком на Земле. И в этой песне я пою «Каково это - чувствовать одиночество и холод внутри?», и дальше «Как чужестранец в Москве», это именно то, как я чувствовал себя тогда. Но люди в Москве были самыми милыми из тех, кого я когда-либо встречал. И концерт имел успех, но, хмм, в тот день, особенно в тот день, у меня было это противоречивое чувство, и так песня «Stranger in Moscow” пришла ко мне. Вот так я ее и написал.”

How does it feel?

When you're alone

And you're cold inside?

Несколько минут грусти сменяются взрывной "This Time Around". Мной эта песня воспринимается как “Вы пытались меня достать? Не на того напали!” Как победный крик, как заявление о силе. Но только вот радости я там не ощущаю. Да, я победил, но я не хотел этой войны и этой борьбы.

This time around

They'll take it like spit

'Cause you really can't control me

Взрыв затихает, и слушатель оказывается в лесу, слушая пение птиц и шелест ветра. Покой и умиротворение. Пока мелодия не начинает звучать сильнее, пока Майкл не спрашивает тихо: “Как же рассвет?” Так начинается "Earth Song". Песня, которая родилась еще в 1989 году. Майкл почти 6 лет работал над ней, пока не счел, что она готова для альбома. О том, как люди убивают свой же дом, свою планету. Как убивают жизнь в животных, в деревьях, в себе… Музыка нарастает. Майкл просто-таки срывает, “убивает” свой голос в самом конце, показывая, насколько это действительно важно. Насколько его сердце болело от этого.

В HIStory туре Майкл сделал великолепную сценку с настоящим танком, солдатом с ружьем, целящегося в артиста. А затем девочка дарит солдату цветы. И тот начинает плакать, опуская ружье. Короткометражка на эту песню снималась на 4 континентах. В ней использовались кадры жестокого поведения с животными, умирания, исчезновения лесов… Мелодия песни затихает, словно планета возрождается. Песня, которая “упала на колени”: “Я помню как писал «Песню Земли», я был в Австрии, в отеле. И я чувствовал такую боль и страдание нашей планеты. И для меня, хмм, это «Песня Земли», потому что, я думаю, что природа изо всех сил пытается противостоять неправильному отношению человека к ней. Это песня о продолжающемся экологическом дисбалансе, из-за которого у Земли раны, но также это песня и о ее радостях. Это мой шанс дать людям услышать голос планеты. Песню Земли. Вот это меня вдохновило.”

Казалось бы - это просто печальная песня об экологии, которых много. Но у Майкла была такая особенность, что любую песню делала уникальной. Он не просто пел и рассказывал о проблемах Земли. Он становился планетой, превращался в каждое дерево, в каждое животное, в океан. Он становился этим, он чувствовал это все внутри себя. И оттуда рождалась песня. Это не сторонний зритель, который просто наблюдает и беспокоится. Это тот, кто сам умирает и переживает за себя. В этой песне, казалось бы, такой простой по тексту, очень много отсылок к разным религиям (христианству, буддизму, иудаизму, суфизму, даосизму, верованиям народов Африки и коренных американцев). В песне можно найти много отсылок к произведениям поэтов: Блейка, Вордсворта, Йейтса, Элиота. Эту песню не выпускали синглом в США. Именно ее исполнение хотел сорвать Джарвис Кокер, подумав, что Джексон играет Христа. Майкл Джексон, глубоко верующий человек, не стал бы играть Иисуса или Бога. Но то, как часто люди поверхностно интерпретируют его творчество, меня до сих пор поражает. Попытку Кокера едва ли заметно - бегает себе среди детей, пока Майкл летит на кране.

 

Еще одно красивое выступление с этой песней.

С этой песню связан еще один шокирующий момент. На концерте в Мюнхене во время исполнения этой песни обвалился мост, на котором тогда стоял Майкл. Высоту многие называют разную - от 5 до 30м. В любом случае - не маленькую. До этого по мосту прошли с десяток людей одновременно. Но мост обвалился, когда там был один Майкл. Назвали неисправностью крана… Майкл не сбился ни с одной ноты, допел песню, а потом еще одну. И только после этого за сценой рухнул от боли. После чего его и отвезли в больницу. 

В 2009 году Майкл произносит: “Я уважаю секреты и магию природы. Именно поэтому я так сержусь, когда вижу, что происходит в мире. Что каждое мгновение я слышу, как в Амазонии вырубают огромные площади лесов размером с футбольное поле. Такие вещи действительно беспокоят меня. Поэтому я и пишу такие песни. Чтобы дать людям прозрение и надежду. Я люблю нашу планету. Я люблю деревья. У меня просто мания – я обожаю их цвета и то, как они сменяют листву. Я люблю это! Я обожаю это! И я уважаю эти вещи. Я чувствую, что природа отчаянно пытается восполнить то, что люди сделали с планетой. Планета больна, ее лихорадит. И если мы не исправим это сейчас, мы отправимся по дороге в один конец, откуда нет возврата. Это наш последний шанс исправить проблему. Это похоже на скоростной поезд. Когда придет время – все, шансов больше не будет. Люди обычно говорят «Ах, но они же обо всем позаботятся, правительство позаботится.” Они? Кто такие эти они? Все начинается с нас! Есть только мы! Иначе это никогда не будет сделано.” Даже тогда, даже в той ситуации Майкла заботило то, что окружает его...

Did you ever stop to notice

All the children dead from war

Did you ever stop to notice

This crying earth, these weeping shores

А дальше начинается самый настоящий рок! И одна из самых бесячих для меня песен - "D.S.". Бесячая не потому, что не нравится или что-то не так с исполнением или мелодией. Или смыслом. Бесячая, потому что Том Снеддон не заслужил такого увековечивания в песне Майкла Джексона. Бесячая, потому, что он мечтал взять реванш, шнырял по планете в поисках доказательств виновности, потому что он разрушит Неверленд, что он станет причиной добровольного изгнания и косвенной причиной смерти. Если бы Майкл знал все это, то назвал бы его всего лишь “хладнокровным/бесчувственным”? Потому что у меня на языке вертятся совсем другие слова. Песня удивительная. Слэш играет великолепное гитарное соло. И если бы не эта гадость Дом Шелдон (хотя Майкл всегда поет - Том Снеддон), то песня могла бы стать такой же крутой для меня, как Dirty Diana или Give Into Me. В 2005 во время танца на машине звучит именно эта песня.

They want to get my ass

Dead or alive

You know he really tried to take me down by surprise

Предыдущая песня задает много вопросов. Потому следующая очень ясно на них отвечает. Первым же словом - “деньги”. "Money" - это песня о том, зачем все это было затеяно в 1993-м. Эван Чендлер хотел денег. Хотел отомстить за то, что сын отстранился от него. И даже не подумал, что сам что-то сделал не так по отношению к сыну. И то, как он использовал мальчика говорит о том, что сын не зря отстранился от него. А потом - добился запрета присутствия отца в его жизни. Страховые компании, которые тоже считают деньги, а не думают о репутации клиента. СМИ, которым нужно продать историю, неважно правдива она или нет. При этом Майкл говорит о том, что деньги надо зарабатывать самостоятельно и честно, наводя примеры известных бизнесменов.

They don't care

They use me for the money

Следующая песня продолжает роковое звучание альбома - "Come Together", кавер на Биттлз, записанный еще в 80-х при создании “Лунной походки”. Майкл Джексон до этого альбома в своей взрослой карьере никогда не делал каверы. Никогда не хотел петь песни, которые уже кто-то пел до него. Но на этом альбоме он сделал два исключения, выбрав те песни, которые многое значили для него самого. Come Together - это песня об инаковости, призыв идти вместе, рука об руку, дать миру шанс. Эта песня, записанная до всего кошмара, что начался в 90-х со всеми этими скандалами, судами, таблоидной манией. Песня, которая поется после победы над наркодилером в фильме.

He say I know you, you know me

One thing I can tell you is

You got to be free

Победная песня сменяется нежной грустной балладой, в которой Майкл поет, шепчет, говоря нам и самому себе “Ты не один”. Еще одна песня об одиночестве. А еще - о потере, о любви. "You Are Not Alone" - песня, которую написал R.Kelly, потерявший близкого человека. И предложил ее Майклу, который слегка ее переделал и взял себе. В то время, когда на предыдущих альбомах было несколько лирических баллад, то здесь - это единственная песня, связанная с романтикой. Она является переходом от рока к грусти и нежности. Майкл исполнял эту песню на своих концертах, заменив ею She’s Out Of My Life, во время исполнения которых он обнимался с фанатками. И был снят фильм с почти голым Майклом и обнаженной Пресли. Их совместные сцены кажутся мне неестественными, наигранными, странными. Только позже узнала, что их отношения были уже не очень. Да и полуголый Майкл Джексон… После “Человек, который упал на Землю” и China Girl это видео не воспринимается как что-то действительно обнаженное. Мне интереснее видеть Майкла на сцене театра и сидящего в пустыне. Ходят еще кадры, где Майкл сидит у водопада с белыми крыльями. То ли это монтаж, то ли это невошедшие в конечный вариант видео кадры. Песня, которая вроде бы о любви. Но она самом деле о потере и смерти.

But you are not alone

I am here with you

Though we're far apart

You're always in my heart

Она плавно перетекает в "Childhood", трагическую песню о потерянном детстве. Просьба не осуждать, а попытаться понять, попытаться полюбить… Подробнее об этой песне я писала ранее.

Before you judge me, try hard to love me, 

Look within your heart then ask, 

Have you seen my Childhood? 

Следующий поворот альбома мог сделать только Майкл Джексон! Вот льется песня о том, что тебя не понимают, думают, что ты странный, не хотят видеть правду. И тут жесткий ритм и новости восклицают “Майкл Джексон спит в барокамере”. Так начинается "Tabloid Junkie", показывая, что главная причина такого отношения к Майклу - это пресса, то, что они пишут, то, что придумывают. Эти обзывательства, эти обвинения во всем мыслимом и немыслимом. Двойные стандарты для других знаменитостей и для Майкла Джексона. Майкл Джексон гомосексуалист, а Мадонна - бисексуалка? Короткие фразы, интонация говорит сама за себя. И так понятно, о чем песня, какой посыл и какие эмоции доносит слушателю.

You say it's not a sword

But with your pen you torture men

You'd crucify the Lord

Таблоидный наркоман вливается в "2 Bad" с царапающими звуками. Игра слов в названии, которое можно воспринимать и как “Очень жаль”, и как “Вдвойне плохо”. Это песня, кричащая о том, что не достали, не поймали. Все старания были напрасны. Слишком слабо старались, слишком плохо пытались. Выплевываются фразы и слова. Обращается к кому-то конкретному. Я услышала эту песню в “Призраках” с волшебным танцем, обращенную к мэру. Потому мне кажется, что эта песня - еще одна, связанная с прокурором. Она шипит, кричит, царапает, возмущается. И снова, как в предыдущих песнях, показывает палец - “Ты меня не достал, хотя и очень хотел”. Часто задаюсь вопросом: слова о “воющем волке” - просто так вставлено или это связь с принцессой Дианой? Не мог Майкл не знать о ее прозвище, которым ее наградил “любящий” муж.

What do you want from me?

Tired of you haunting me

А еще мне очень нравятся рэперские вставки в песнях Майкла Джексона. Никогда бы не подумала, что мне будет нравится рэп или хип-хоп. Но нравится. В первую очередь текстом. Как здесь, - явные отсылки к Триллеру и Bad.

Nine five shaq represent with the Thrilla

Grab my crotch, twist my knee, then I'm through

Mike's bad, I'm bad

Заканчиваются обвинения, злости, переживания, когда появляется мелодия, очень напоминающая гимн или марш - “Богатырские ворота”. "HIStory" подводит итог всего альбома, когда Майкл, 12-летний мальчик, говорит “Я пою то, что имею ввиду. Я не пою то, что не серьезно”. Десятки дат, десятки упоминаний известных людей и событий, сыгравших огромную роль в истории. О многих я даже не знала. А ведь без них, мы бы до сих пор зажигали газовые лампы. Эта песня называется антивоенной в википедии. Но она намного глубже и больше. Ведь почти у каждой песни Майкла есть двойное, а то и тройное дно. Эта песня не только о том, чтобы остановить войны. Но еще и о том, чтобы задуматься - какой след ты оставляешь для потомков, как тебя будут вспоминать?

Оставшиеся две песни очень красивы. Но мной воспринимаются как послесловие. Знаете, как в письмах - вроде все сказал, попрощался и тут вспомнил, что еще кое-что забыл. Так и здесь. "Little Susie" - волшебный непередаваемый вальс. Так и хочется парить в танце под такую мелодию... Если не знаешь английского. Потому что же первой строчкой Майкл сразу говорит, о чем эта песня “Кто-то убил маленькую Сьюзи”. Эта история давняя. Майкл услышал ее и она запала в душу. О девочке, за которой никто не присматривал. Которую убили в ее же доме. Майкл словно становится этой Сьюзи, показывая нам весь ужас, страх и отчаяние маленькой девочки в последние мгновения ее жизни. Как для меня, то очень страшная песня. Посильнее Thriller. Но она прошла почти незамеченной.

To be damned to know hoping is dead and you're doomed

Then to scream out

And nobody's there

She knew no one cared

Завершает альбом нежная, печальная "Smile". Как попытка внушить самому себе, что все наладится, что все будет хорошо. И, наверно, в 1995 году в это поверили. И Майкл тоже. Только вот в 2020, зная историю, понимаю, что это была лишь попытка успокоиться и верить в будущее.

Тяжело осознавать, что Майкл Джексон - это тоже уже история. Хотя его косточки до сих пор перемывают, а люди до сих пор придумывают истории, чтобы заработать на его имении. Но - это история, ведь уже не будет новых песен, фильмов, речей и выступлений. И таких, как Майкл Джексон тоже уже не будет... Но его песни актуальны даже спустя 25 лет! Его идеи важны и нужны даже спустя 25 лет. Так что это не просто история. Это - ЛЕГЕНДА.

Категорія: Michael Jackson | Додав: Margota (25.11.2020)
Переглядів: 87 | Теги: TDCAU, scream, HIStory, MJ, michael jackson, childhood, Smile | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar